На главную
страницу

 


Автопортрет. 1932

 


Солдаты. 1926

 


Кортес и Малинче. 1926

 


Мексиканская женщина. 1929

 


Сапата. 1930

 


Панчо Вилья. 1931

 


Сапатисты. 1931

 


Зима. 1932

 


Обнаженная

 


Американский эпос. Миграция. Фреска. 1932-34

 


Американский эпос. Принесение человеческой жертвы. Фреска. 1932-34

 


Американский эпос. Современная человеческая жертва. Фреска. 1932-34

 


Американский эпос. Англоамерканцы. Фреска. 1932-34

 


Американский эпос. Духовная миграция. Фреска. 1932-34

 


Женщина. Эскиз к фреске "Катарсис". 1935

 


Роспись купола Университета в Гвадалахаре

 


Прометей

 


Женщина в шляпе. 1940

 


Кабачок. 1945

 

 Хосе
Клементе
Ороско
 он-лайн

Mamfa exhibitions

*

Jose Clemente Orozco

*

New School
Frescoes of Orozco

*

Orozco on line

*

Mexican Muralists

*

Hood Museum of Art

*

El Poder de la Palabra

*

Wikipedia

*

Wielcy Malarze

 

Гостевая
 книга
 

 

Итак, Эгон Шиле...Это первая виртуальная выставка из задуманной мною серии, потом будет французский художник русского происхождения Николя Де Сталь, австриец Кокошка, норвежец Мунк... Картины Шиле я впервые увидел в Вене и...совершенно их не запомнил, может быть потому то они висели в разных залах. Открыл их я для себя уже в Москве, когда разглядывал венские каталоги. Потом  был Интернет и все такое..
Мне хочется, чтобы мои выставки были не только собранием вирт

Gallery of Andy
частная виртуальная галерея андрея Евпланова

 

Из всей великой троицы мексиканских «муралей» (мастеров росписи стен) – Риверы, Сикейроса и Ороско, последний наименее известен в России. Он не был плейбоем и гением саморекламы, как Ривера, не был таким «пламенным» марксистом как Сикейрос, и к старости вроде бы даже симпатизировал Гитлеру и носил свастику. Жизнь Ороско – это, прежде всего, работа. Его автобиографию читать не интересно – это всего лишь сухое перечисление дат и проектов. Его не интересовали любовные интриги, развлечения (хотя его брат владел ночным клубом), его настоящей страстью были колоссальные фрески, которыми он украсил десятки зданий в Мексике и США.

Живые стены Хосе Ороско

 Хосе Клементе Ороско родился в1883 году, в небольшом городке Гусман, в штате Халиско. Он получил широкое разностороннее образование: учился в национальной сельскохозяйственной школе, после четырех лет, проведенных в Национальном университете (1900–1904), он изучал архитектурное проектирование в Академии Сан-Карлос и работал чертежником.

Он был одним из активных участников мексиканской революции, на фронте его ранили, он потерял руку. В графическом цикле 1913–1917 годов «Мексика в революции» Ороско запечатлел динамику и драматизм революционных событий. Ненависть к злу, стихия народа, мечтающего о свободе, – обо всем этом художник рассказывал взволнованно, темпераментно. В этом ему помогало и знание трагического искусства великого испанца Гойи.

Временное поражение революции вынудило Ороско бежать из страны. Три года он жил в США. В 1920 году он возвращается на родину. Польза от революционных перемен стала очевидной. Прошли земельная и трудовая реформы, могущество католической церкви значительно пошатнулось, полезные ископаемые перешли в государственное пользование. В Мексике начался крестовый поход за грамотность, была построена тысяча сельских школ. Были заключены контракты с художниками с тем, чтобы они расписывали стены общественных сооружений фресками, которые прославляли бы мексиканскую историю и культуру. В 1922 году Ороско приглашают вместе с другими мастерами расписать здание национальной подготовительной школы в Мехико. В европейском искусстве традиции монументального творчества были уже давно утеряны. Все «мурали» были приверженцами национального мексиканского искусства, только они понимали его по-разному, Ривера, например, бравировал индейским элементом, а Ороско больше придерживался испанских традиций. В своем творчестве он старался на сколько это возможно избегать всяческой «мексиканщины» - холщевых штанов, сомбреро, деревенских сандалий.

С своей «Автобиографии» он пишет: «Даже ошибки, которые мы совершали, были полезны. Была прорвана рутина, покончено со множеством предрассудков. Живопись увидела социальные проблемы с новой точки зрения. Она покончила с художником-богемой, который жил отшельником в “башне из слоновой кости”. Тогдашние художники и скульпторы были людьми действия, сильными, здоровыми, знающими, готовыми трудиться как хороший рабочий - по 8-10  часов в сутки. Хотевшими все узнать и понять, и найти свое место среди строителей нового мира. Они надевали комбинезоны и поднимались на леса».

Ороско в своих поисках опирался на искусство древней Америки, многое дало ему знакомство с опытом старых европейских мастеров, с работами Джотто, а позже и Эль Греко. В ранних фресках Ороско поражают удивительная цельность, мощь и суровость. Его фрески - это драматический по своему ощущению, грандиозный современный эпос, пронизанный ритмами современной жизни. В эти годы Ороско входил в «Синдикат технических работников, художников и скульпторов», который вел подвижническую борьбу за революционное преобразование общества средствами искусства. Мексиканская реакция подвергла жестоким нападкам социально направленное творчество художника. В 1927 году он вновь на 7 лет вынужден уехать в США.

В Соединенных Штатах Ороско работает очень плодотворно. В эти годы он совершает длительную поездку по европейским странам, знакомясь с новейшими движениями в искусстве. Его фрески и Клермонте в Калифорнии ("Прометей", 1930) и в Хановере, штат Нью-Хэмпшир, говорят о серьезных переменах в его искусстве. Он по-прежнему верен методу социально-исторического монтажа событий в пределах одной композиции, но в его работах появляется нервная импульсивность, сумеречная напряженность, все шире он прибегает к приемам деформации. Он передает всю мощь и направление человеческих усилий и их обреченность. Ороско более отрицает, чем утверждает. Ощущая бессилие и ярость перед злом современной цивилизации, он часто прибегает к сатирическим разящим гиперболам.

Ороско пишет из Нью-Йорка Жану Шарло, другому члену содружества революционных живописцев Мексики, о «радости на весь оставшийся день», овладевшей его душой после посещения  выставки импрессионистов. Но тут же добавляет: “Такие живописцы - люди, которые живут в саду и поджидают подружек к пятичасовому чаю, для них - салоны, хорошее общество, хорошая выпивка и мягкая постель. А мы – революционеры, прoклятые и мрущие с голоду».

Ороско волновал апокалиптический смысл истории, больше чем политика и доктрины. Но и он не остался чужд веяниям времени. На фреске для нью-йоркской Новой школы социальных исследований он поместил в ряду апостолов правого дела изображения Ленина, Ганди, Фелипе Карильо Пуэрте и Сталина.

В 1934 году Ороско вновь в Мексике. Он несколько лет работает в Гвадалахаре, главном городе штата Халиско, расписывает различные общественные здания. Сложный и противоречивый характер его монументальной живописи этого времени очевиден. Подчеркнутая эмоциональность граничит порой с экзальтированностью в духе экспрессионизма, фантастика - с сюрреалистическими видениями, гротеск с отрицанием всех и всего, смутная надежда с беспросветным пессимизмом. Ороско патетичен. Его фрески страстная исповедь и грозное предупреждение. В них часто начинают возникать предчувствия грядущей мировой войны. Они увлекают зрителя столкновением противоборствующих начал и сил, размахом и масштабом страстей.

Ороско занимался и станковой живописью, и графикой, но главным делом его, призванием была фреска. Умер Ороско в Мехико 7 сентября 1949 года.

После его смерти в Гвадалахаре, где он много лет работал, был открыт его музей-мастерская. Он стал местом паломничества молодых мексиканских художников. Об искусстве Ороско еще трудно говорить как о прошлом. Это - живое явление, сегодняшний день искусства Мексики.

                                                 При написании этой статьи использованы фрагменты материала М.Ocтpoвского.

 

*

Написать комментарий

Другие выставки на этом сайте:

 

Эгон Шиле

Эдвард Мунк

Альберт Наматжира

Фрида Кало

Николя Де Сталь

Рокуэлл Кент

Оскар Кокошка

Ренато Гуттузо

Морис Дени

Тамара де Лемпицка

Балтус

Джорджия О'Кифф

Альфонс Муха

Хосе Клементе Ороско

Джорджо Моранди

Эдуар Вюйар

Эдвард Хоппер

Фернандо Ботеро

Руфино Тамайо

Здислав Бексиньски

Поль Лорензи

Яцек Мальчевский

Алехандра Салгадо

Алекс Каневский

Владимир Дунич

Кес ван Донген

Эдвард Двурник

Маргит Анна

Граса Мораиш

Зоя Гульельми

Тецуя Исида

 

 

 

Паула Регу

Марлен Дюма

Юэ Миньцзюнь

Хосе Мануэль Мерелло

Фрэнсис Бэкон

Джеймс Энсор

Эрнст Людвиг Кирхнер

Макс Бекман

Паула Модерзон-Беккер

Грасиэла Родо Буланже

Марсель Громер

Эмиль Нольде

Леонард Фуджита

Макс Эрнст

Мари Лорансен

Эндрю Уайет

Фернан Леже

Кандиду Портинари

Скундер Богосян

Отто Дикс

Джон Керрин

Оса Квиссберг

Мелитта Перри

Генри Асенсио

Мэри Тереза Кеоун

Дэвид Юстас

Роландо Куберо

Йоанна Хробак

Макбул Хусейн

Сабин Бэлаша

 Майя Нора Табака

Фабиан Перез