Паула
Модерзон-Беккер, была первым немецким
художником, получившим "прививку"
французского модернизма, на была
одним из наиболее интересных
художников своего времени. Однако,
прошло много времени, прежде чем ее
творчество получило международное
признание. При жизни ее картины редко
показывались, и очень немногие из них
продавались, и то, главным образом,
друзьям. Она стала известна только
после смерти, и то, благодаря своим
дневникам и письмам, которые были
переизданы большими тиражами после их
публикации в 1917 году. Сегодня Паула
признана не только в Германии, но и во
всем мире, кроме,, может быть, России,
где о ней по-прежнему знают не многие.
Знают те, кто бывал в ее музее, в
Бремене. Они-то и натолкнули меня на
мысль создать ее виртуальную выставку.
Недолгое
счастье паулы
Паула
Беккер родилась в Дрездене в 1876 году,
но большуя часть ее детства прошла в
Бремене. Несмотря на то, что родители
ее были типичными бюргерами, они
поощряли ее интерес ко всякого рода
искусствам. Но подлинное увлечение
Паулы живописью началось после того,
как она в 1895 году посетила выставку
группы "Ворпсведе" в бременском
Дворце искусств. Картины этих
художников, которые подобно
барбизонцам во Франции, образовали
своеобразную творческую колонию на
лоне природы, произвели на девушку
неизгладимое впечатление.
Летом
1897 годы, после нескольких лет домашних
уроков рисования и курса в
художественной школе в Берлине, она
решила провести несколько недель в
живописном местечке Ворпсведе,
недалеко от Бремена, чтобы поучиться у
здешних художников. В следующем году,
она возвратилась туда, чтобы
обосноваться там на постоянное
жительство.
Художнки
Ворпсведе романтизировали
патриархальный уклад жизни
германской провинции, который
они считали противоядием от ужасов
городской индустриализации. Паула
считала, что реализм мог воплотить
глубокие духовные ценности, но она не
приняла сентиментальный подход своих
коллег к старине. Ее интересовала не
только природа, но и бурная городская
жизнь, и, после более чем года
плодотворной работы в ее сельском
уединении, она решила уехать в Париж.
Для этого она выбрала день 31 декабря
1899, чтобы оставить Германию в прошлом
столетии, а новую жизнь начать в новом.
Это
была первая из четырех ее поездок во
французскую столицу. Паула
зарегистрировалась в академии Colarossi и
погрузилась в несметное число
незнакомых веяний. Французское
искусство, она скоро признала и
полюбила, но, чтобы как следует
осмыслить его ей понадобилась вся
оставшаяся жизнь.Роман плоти и крови
скоро прерывал ее начинающуюся
любовную интригу с Парижем.
Возвратившись в Ворпсвайде летом 1900,
она задерживалась, там чтобы быть
рядом с Отто Модерзоном. Одно время в
нее был влюблен поэт Райнер Мария
Рильке, он посвятил ей одно из лучших
своих стихотворений, но судьбе было
угодно соединить ее не с поэтом, а с
художником.
И
Отто и Паула рассматривали свой брак,
не только как союз мужчины и женщины,
но и как содружество двух художников.
После их свадьбы в мае 1901года, Паула,
как и ожидалось, не оставила ее
искусство ради супружеского быта, но
ее живопись испытала влияние мужа.
Взявшись за руки, Отто и Паула
стремились расширить свои творческие
горизонты. Паула очень любила Отто, но
скоро почувствовала, что Ворпсведе
для нее тесен.
В
1903, она вернулась в Париж, на несколько
месяцев, оставив Отто. Далее разлуки
супругов становились все
продолжительнее, и наконец в 1906 году,
Паула оставила Отто навсегда.
Причиной разлада были расхождения
творческого характера. Отто был более
традиционным художником, слишком
идеализировал патриархальную
Германию, и резко критиковал жену за
ее честолюбивые планы покорения
большого мира. Но более всего в том,
что брак распался была виновата сама
Паула, которая хотела отдать всю свою
душу искусству.
У
Паулы был год творческой свободы в
Париже, хотя материально она
оставалась зависимой от Отто, и очень
переживала это. Почти никто, из
друзей не поддержал ее решение
расторгнуть брак. К концу 1906 года,
Паула позволила мужу присоединяться к
ней в Париже, и весной 1907 года, она
возвратилась с ним в Ворпсведе уже
беременной.Спустя двадцать дней после
рождения дочери, Паула Модерзон-Беккер
умерла от сердечной болезни. Всю жизнь
Паула мечтала стать матерью, ее
излюбленными моделями всегда были
дети, но испытать счастье материнства
ей так и не довелось.
Последние
два года жизни Паулы отмечены
наибольшими успехами в творчестве. Во
время пребывания в Париже в 1906 году
она смогла полностью раскрыть свои
творческие возможности. Под влиянием
Сезанна, Гогена и Ван Гога ее палитра
стала ярче. Она вплотную приблизилась
к кубизму, что позволило ей решать
более сложные творческие задачи.
Несмотря
на французское влияние, Паула
сохранила немецкие эстетические
идеалы. Подобно другим художникам из
группы "Ворпсведе", она
продолжала считать, что искусство
должно давать человечеству чистые,
гуманистические ценности.
Рильке
написал на смерть Паулы реквием,
который известен у нас в переводе
Бориса Пастернака. Вот отрывок из него:
Есть
между жизнью и большой работой
старинная какая-то
вражда.
Так вот: найти ее и
дать ей имя
и помоги мне. Не ходи
назад.
Будь между мертвых.
Мертвые не праздны
И помощь дай, не
отвлекаясь; так,
как самое
далекое порою
мне помощь подает. Во
мне самом.
Андрей
Евпланов, по материалам зарубежных
сайтов
В
начало экспозиции
Написать
комментарий
Другие выставки
на этом сайте: