|
||||
Рокуэлл Кент
Artcyclopedia
|
Советские люди знали его как Хэмингуэя холста и кисти. Его портреты и репродукции его картин висели в каждом интеллигентском доме. Его книги издавались огромными тиражами и моментально исчезали с прилавков. Толпы народа шли на его выставки. Его имя не сходило со страниц советских газет. Но слава оказалась недолговечной, и уже через несколько лет после смерти о нем напрочь забыли. Искусственно культивированная любовь не проросла в сердцах наших соотечественников. А зря, по-моему, Рокуэлл Кент один из интереснейших людей прошлого века. Буду очень рад, если эта выставка откроет для вас нового Кента, не пламенного борца за свободу угнетенных, а авантюриста, великолепного художника и неплохого писателя. Мне кажется, что время его пришло именно сейчас, когда наша жизнь превратилась в расписание уроков. человек в свободном полете
Рокуэлл Кент (1882-1971) - американский живописец, скульптор, график, писатель, и политический деятель – один из немногих американских художников, которые известны в мире, а, если говорить о России, то вообще, пожалуй, единственный. Кент - героическая, всеобъемлющая личность. Искусство для него было лишь одним из способов познания и созидания, а «романтический реализм», который он исповедовал, наилучшим образом выражал главную тему его творчества - Человек и Дикая природа перед лицом Мироздания. На картинах литографиях, и гравюрах на дереве Рокуэлл Кент чаще всего изображал суровые пейзажи, грандиозные явления природы. Он вел неспокойную жизнь, и многое испытал на своем веку: работал чертежником в архитектурной компании, был иллюстратором в левом журнале «Массы», живописцем, краболовом, плотником на судне, вел молочное хозяйство на ферме. Кент и написал несколько книг и иллюстрировал их своими рисунками. Книга о приключениях на Аляске была издана в 1920 году. Потом были книги «Путешествие на юг от Магелланова пролива» (1924), «В диком краю» (1930), «Курс N by E»(1930), «Рокуэллкентиана» (1933), «Саламина» (1934), «Это мое собственное» (1940), «Это я, Господи!..», «Рокуэлл Кент» (1946), «О людях и горах». Рокуэлл Кент родился в Тарритаун-Хейтс, штат Нью-Йорк, 21 июня 1882 года в богатой семье. Его отец Рокуэлл Кент – старший, был известным поверенным и владел большим пакетом акций горнорудных компаний, а мать – Сара Энн Холгейт была племянницей Джеймса и Джозефины Бэнкер - представителей одного из самых старых и богатых родов Нью-Йорка. Детство художника прошло в замечательных домах долины Гудзона, Лонг-Айленда и Нью-Йорка. Благополучие его семьи, однако, пошатнулось после того, как в 1887 году его отец умер от тифа. После смерти отца, тетя Джози, которая увлекалась керамикой, взяла юного Рокуэлла в поездку по Европе. То, что он увидел в музеях Старого Света, вдохновило его на занятия прикладным искусством. Сначала он поступил в школу Хорейс Мэнн, где учился резьбе по дереву и техническому рисунку, потом три года изучал архитектуру в Колумбийском университете, но к концу обучения почувствовал, сильную склонность к живописи, и стал изучать этот предмет под руководством Уильяма Мерритта в летней школе Шиннекок Хиллс, на Лонг-Айленде. С 1903 по 1904 годы он учился в нью-йоркской школе искусств, у Роберта Хенрая и Кеннета Хейза Миллера, и, наконец, был учеником Эббота Тейера в Дублине, штат Нью-Хэмпшир. Хенрай посоветовал Кенту уехать на остров Монхэган, и работать самостоятельно. Кент последовал совету учителя, и был поражен величием океана, которое оставило неизгладимый отпечаток на всем его дальнейшем творчестве. Его ранние и длительные отношения с морем стали постоянным лейтмотивом его картин. Рокуэлл Кент дебютировал вместе с молодыми художниками-новаторами на выставке независимых художников в 1910 году. Работая с равным успехом в различных техниках - масляной живописи, акварели, перовом рисунке, литографии и гравюре на дереве, - он сочетал классическую форму с романтическим настроением. В 1914 году, Кент, уже став мужем и отцом, уехал на Ньюфаундленд в поисках дикой природы и простой жизни. Однако его слишком откровенная манера поведения, социалистические взгляды и любовь к немецкой культуре вскоре вызвали неприязнь местного населения. Его сочли немецким шпионом и выслали с острова в 1915 году. Но даже за год пребывания на Ньюфаундленде Кент успел создать немало замечательных картин. С тех пор он полюбил уединенные места, где можно явственней ощутить мощь природы и силу человеческого духа. В 1918 году, снова почувствовав потребность в одиночестве, Кент с восьмилетним сыном едет на Лисий остров на Аляске, где в охотничьей хижине пишет, читает и рисует и особенно много занимается гравировкой по дереву. Книга, посвященная этому путешествию и выставка картин, делают его самым известным художником Америки. В 1922 году Кент совершает путешествие к берегам Огненной Земли. В результате появилась книга и много интересных картин и рисунков. После недолгого пребывания в отдаленной деревне в Ирландии, в 1927 году Кент вернулся в штат Нью-Йорк, где купил 200 акров земли и дом, который стал его прибежищем в промежутках между дальними путешествиями. В 1929 году Кент покидает ферму, чтобы найти для себя идеальную страну. Такой страной для него становится Гренландия. Он поплыл туда на утлом суденышке с двумя попутчиками, которые были вдвое моложе его. Плавание закончилось кораблекрушением у гренландских берегов и встречей с местными жителями. Это приключение Кент описал в книге. Впоследствии он еще дважды возвращался на остров, в 1931-32 и 1934-35 годах, жил среди эскимосов, писал книги и картины. Эти путешествия стали главными в его судьбе. Таинственная полярная страна околдовала его, он восхищался его природой до самой смерти. В произведениях этого периода героико-эпическое восприятие природы и человека нашло в творчестве художника наиболее совершенное воплощение С конца 1940-х годов Кент в основном живет и работает на своей ферме. Впечатлений, полученных от путешествий, ему хватит до конца жизни. Имя Рокуэлла Кента неотделимо не только от его творчества, но и от его политической деятельности. Как политик он сформировался в 30-е годы. Хотя он и настаивал, что никогда не принадлежал к коммунистической партии, его последовательная поддержка радикалов стала одной из причин его популярности как художника в течение 40-х и 50-х годов. В последнее десятилетие, госдепартамент лишил его американского паспорта, восстановить который удалось только по решению Верховного Суда.Все это способствовало популярности Кента в Советском Союзе. В 1957, полмиллиона советских людей посетило его выставку в Москве. Впоследствии, он подарил восемьдесят картин и восемьсот печатных изданий и рисунков Советскому Союзу. А в 1967 году Рокуэлл Кент был удостоен Ленинской Премии Мира. В ГМИИ имени А.С. Пушкина хранится крупнейшая в России коллекция произведений Кента. Она представляет все этапы творчества художника. Самая ранняя представленная картина – «Рыбачья деревня. Вечер. Мэн» (около 1908) - создана художником на острове Монхеган в Атлантическом океане у побережья северного штата Мэн. Здесь уже в основных чертах проявляется художественный язык живописи Кента: обобщенный, пластичный, ясный и лаконичный в композиции, экспрессивный по цвету. Природа в его картинах сурова и напряженно драматична. В любом состоянии она трактуется с монументальной мощью и эпическим размахом. Графическая художественная традиция, в которой Рокуэлл Кент работал, нельзя отнести к постимпрессионизму или к любому другому современному стилю, это скорее старый английский стиль. Хоггарт, Блэйк, Констебль, прерафаэлиты, и британские иллюстраторы были его художественными предшественниками. Умер Рокуэлл Кент в Платсберге, штат Нью-Йорк 13 марта 1971 года. В этом же году, уже после смерти художника, в Нью-Йорке состоялся вечер «Триумф Рокуэлла Кента», организованный Национальным советом американо-советской дружбы, председателем которого художник был долгое время. Его вдова и друзья основали фонд – «Творческое наследие Рокуэлла Кента». При участии его членов в университете в Платсберге в 1978 году открылась Галерея Рокуэлла Кента - государственный музей произведений художника.
По материалам американских сайтов
Другие выставки на этом сайте:
|
Рокуэлл Кент
The Cleveland Museum
|