Мари Лорансен он-лайн
* * * * * * * * *
|
Итак, Эгон Шиле...Это
первая виртуальная выставка из
задуманной мною серии, потом будет
французский художник русского
происхождения Николя Де Сталь,
австриец Кокошка, норвежец Мунк...
Картины Шиле я впервые увидел в Вене и...совершенно
их не запомнил, может быть потому то
они висели в разных залах. Открыл их я
для себя уже в Москве, когда
разглядывал венские каталоги. Потом
был Интернет и все такое..
Мне хочется, чтобы мои выставки были не только собранием вирт
Мари Лорансен... Это ее картина навеяла слова песни «Индейское лето», которую пел Джо Дассен. Это ее изобразил таможенник Анри Руссо рядом с Гийомом Аполлинером на картине «Поэт и его муза». Она была легка и остроумна, быстро говорила, быстро ела и очень медленно работала, что не помешало ей оставить после себя множество удивительных картин, которые несомненно достойны вашего внимания.
Мари Лорансен — королева Монпарнаса
Мари
Лорансен родилась 31 октября 1885 близ
Парижа. Ее отец был служащим, мать родом
из Нормандии
—
вела дом. В юные годы Мари
почувствовала тягу к искусству —
расписывала
фарфоровые чашки, рисовала на шелке. Ее
любимыми художниками были Боттичелли и
Гирландайо. Она
училась в Лицее Ламартина и в Академии
Эмбера. Становлению ее творчества
способствовала дружба с художниками
Пикассо и Браком и поэтом Гийомом
Аполлинером. В 1909 она написала большое
полотно —
групповой портрет друзей, где
изображены Пикассо, Фернан Оливье,
Аполлинер и она сама. В
еще не опубликованной по-русски «Автобиографии
Алисы В. Токлас»
Гертруда Стайн, рассказывая о
знакомстве с Мари, дает ее
примечательный портрет: «Пикассо
все называли Пабло, а Фернанду —
Фернанда, и Гийома Аполлинера все
называли Гийом, а Макса Жакоба — Макс,
но Мари Лорансен все называли Мари
Лорансен... Она была худая и угловатая,
как средневековая француженка с
французского примитива. Она говорила
высоким голосом с красивыми
модуляциями... Ведя
странную жизнь и создавая свои
странные картины, Мари Лорансен
продолжала жить с матерью, очень
спокойной, очень приятной, исполненной
достоинства женщиной, и их быт
напоминал монастырский. В их небольшой
квартирке всюду висели вышивки матери
по рисункам Мари Лорансен. Мари
относилась к матери в точности как
молодая монашенка к более почтенной.
Все было очень странно...». С Аполлинером Мари познакомил Пикассо. Странное пятилетие любви Гийома и Мари было восхитительным и чудовищным. Непохожесть Мари на друзей Аполлинера, подмеченная Гертрудой Стайн, постоянное столкновение жестких и самостоятельных характеров, несовместимые семейные традиции, убивающие, как и в прежних любовных историях Аполлинера, живое чувство, и все-таки, как прежде, как всегда, — надежда, что все можно вернуть, повернуть вспять, остановить мгновение... Не
последнюю роль разрыве Аполлинера и
Мари сыграла мадам
Лорансен, которая
недолюбливала Гийома.
Ее смерть в пасхальную
ночь 1913
года, лишь на короткое время снова
сблизила Мари и Гийома. А через год все
окончательно пошло прахом: в июне
1914 года
Мари выходит замуж за немецкого
землевладельца и художника барона Отто
фон Вэтьена. После расставания с поэтом Мари Лорансен написала прощальное стихотворение: короткое, на одном дыхании, одной фразой, но не про него, не про них — про себя. И назовет его «для себя» — «Успокоительное».
Аполлинер не остался в долгу и тоже посвятил Мари загадочное стихотворение «Сумерки».
Во
время Первой мировой войны Мари и ее
муж Отто живут в Испании. Затем они
некоторое время живут в Дюссельдорфе.
После развода в 1920 году, Мари
возвращается в Париж. Собственный,
очень индивидуальный стиль художницы
сформировался около 1910. Она занималась
гравюрой и резьбой по дереву, испытав
влияние африканской скульптуры, делала
иллюстрации и декорации для «Комеди-Франсез»
(1928) и русского балета Сергея Дягилева
(1924), писала стихи под псевдонимом Луиза
Лаланн, но наиболее известны ее
живописные произведения, в которых
сочетаются мотивы рококо 18 века и стиль
персидских и монгольских миниатюр.
Отдавая предпочтение светло-розовым и
голубым тонам, Мари Лорансен создала
многочисленные портреты женщин и детей,
ее привлекали также цирковые персонажи.
Женские образы художницы, названные
однажды «созданиями страны фей»,
неизменно очаровательны. Умерла Мари
Лорансен в собственном доме в Париже 8
июня 1956. Во
Франции помнят и любят Мари, ее картины
выставлены с самых лучших музеях, но
еще большую любовь к ее творчеству
испытывают почему-то японцы. В 1983 году,
к сотой годовщине со дня рождениям Мари
Лорансен, в префектуре Нагано открылся
ее музей, где теперьнаходится 500 ее
работ.
Другие выставки на этом сайте:
|