Эрнст
Людвиг Кирхнер * * * * *
|
Итак, Эгон Шиле...Это
первая виртуальная выставка из
задуманной мною серии, потом будет
французский художник русского
происхождения Николя Де Сталь,
австриец Кокошка, норвежец Мунк...
Картины Шиле я впервые увидел в Вене и...совершенно
их не запомнил, может быть потому то
они висели в разных залах. Открыл их я
для себя уже в Москве, когда
разглядывал венские каталоги. Потом
был Интернет и все такое..
Мне хочется, чтобы мои выставки были не только собранием вирт
В начале ноября на аукционе в Нью-Йорке один из вариантов картины Эрнста Людвига Кирхнера "Сцена на улице Берлина" была продана за 38 миллионов долларов. Это событие наша пресса отражала довольно широко, но при этом, как только не коверкали фамилию художника - он был и Киршнером, и Кирчнером, даже Киргнером, и я понял, что пора рассказать всем кто такой Эрнст Людвиг Кирхнер, тем более что художник он замечательный и мне очень нравится. Сколько стоят пернатые люди Эрнст
Людвиг Кирхнер родился в Ашаффенбурге 6
мая 1880 в семье инженера-химика. В 1901–1905
занимался на факультете архитектуры
Высшей технической школы в Дрездене,
посещал также Учебно-экспериментальную
мастерскую свободного и прикладного
искусства в Мюнхене. По возвращении в
Дрезден образовал в 1905 (вместе с Э.Хеккелем
и К.Шмидт-Роттлуффом) группу «Мост»,
ставшую эпицентром
экспрессионистского движения. Название
объединения предложил Хеккель, а
бесспорным его идеологом стал Кирхнер.
На творчество «мостовцев» огромное
влияние оказали и европейская живопись
конца XIX — начала XX веков, и японская
цветная гравюра, и, как это ни
удивительно, искусство этрусков. За
время существования группы состоялось
девять выставок по всей Германии. Все
выставки были отмечены широким
вниманием общественности, но отзывы в
прессе были крайне негативными. С 1907
каждая такая выставка функционировала
как передвижная. В
творчестве «мостовцев» радикально
изменялось отношение к пространству,
лишенному отныне границ. Предметный
мир теперь воплощали предельно
обобщенные и почти зашифрованные
предметы-«знаки», окружающие человека.
Полностью потеряли свое значение свет
и светотень, так как их функцию перенял
цвет, ставший духовным компонентом
изображения. Остальные элементы
композиции, такие, как линия контура и
цветовое пятно, приобрели полную
самостоятельность и стали столь
лаконичны, что тяготели к перерождению
друг в друга. Основными цветами не
только у художников «Моста», но и
вообще у всех экспрессионистов были
насыщенные желтый, синий и красный,
равномерно распределенные по всей
картине. Одной из интересных
особенностей этого объединения стал
уникальный индивидуальный почерк
каждого художника. Получалось, что,
даже, несмотря на общие идеи, каждый
метод утверждался спонтанно, в
зависимости от мироощущения художника.
Можно провести параллель между
художественными системами
экспрессионистов и фовистов конца 1900-х
годов. С формальной стороны они похожи,
но по воздействию на зрителя имеют
существенные расхождения, ведь
экспрессионистическое полотно
выражало собой духовный дискомфорт
художника, либо его постоянно
меняющиеся взрывные эмоции. Кирхнер
первым из художников «Моста» показал
на практике, как должны выглядеть в
экспрессионистском понимании цвет,
линия и плоскость и как они тяготеют к
перерождению друг в друга. Картины, по
его мнению, суть не просто изображения
определенных предметов, а
самостоятельные существа из линий и
красок, которые похожи на их прототипы
настолько, чтобы сохранялся ключ к
пониманию изображенного. Под природой
Кирхнер понимал все, что можно увидеть
или ощутить, в том числе и то, что создал
сам человек. На его творчество оказали
влияние не только знакомство с
живописью Ван Гога, но и способность
анализировать формы старого искусства
вплоть до народного примитивизма. Если
в 1898 году он изучал загадочные «простые
формы» в гравюрах Дюрера, то через 6 лет
— пытался разобраться уже в феноменах
негритянской культовой скульптуры в
этнографическом музее Дрездена.
Кирхнер был действительно чрезвычайно
талантливым художником. Он пробовал
себя и в деревянной скульптуре, в
которой среди мастеров «Моста» ему не
было равных. Самые впечатляющие работы
объединения с обнаженной натурой
принадлежат ему. Экспрессия Кирхнера
превращает городские улицы в
агрессивное окружение человека, в то
зло, которое порождает психологический
и душевный дискомфорт. Для его стиля
характерны «смазанность» женских
персонажей и удлиненные пропорции («Улица
с красной кокоткой», 1914). Кирхнера
многое объединяет с Ван Гогом — та же
творческая возбудимость, бьющие
фонтаном эмоции, склонность к душевной
болезни. Однако Кирхнер очень много
времени уделял организационной работе
«Моста», выступал на выставках, писал
статьи о «развитии новых форм» и
занимался вопросами их публикации в
прессе. Переехав
в Берлин (1911), в 1912 издал Хронику «Моста»,
но вскоре рассорился с членами группы и
с той поры работал обособленно. Кирхнер был беспокойным и агрессивным человеком, и когда переехал в столицу, то почувствовал, что безумная суматоха большого города — это как раз то, что ему нужно. Прогуливающиеся элегантные женщины, которых любил рисовать художник, идут как бы на контакт со зрителем. Их лица красивы, но равнодушны и похожи на маски, которые, как кажется Кирхнеру, только и дают возможность им выжить в мире, где так велика конкуренция. Главной картиной того времени стала «Уличная сцена в Берлине». Цвета картины резки и диссонируют друг с другом. Мазки нанесены как в лихорадке, и это придает картине тревожные нотки. Дамы и франтоватые мужчины похожи на хищных птиц, готовых напасть на жертву. Это уличная сцена ада, но изысканного немецкого ада. Вскоре, однако, этот ад был уже не столь изысканным – в Европе началась Первая Мировая война, и художник пошел добровольцем на фронт. В начале войны Кирхнер служил
артиллеристом под Галле, но уже через
год (1915) был признан душевнобольным и
комиссован; итогом военных переживаний,
тяжело сказавшихся на психике
художника,
явился саркастический «Автопортрет в
солдатской форме». Разрядкой
для художника, пристрастившегося к
алкоголю и морфию, явился переезд в
Швейцарию. Живя во Фрауэнкирхе под
Давосом (с 1915 года), он писал, главным
образом, альпийские пейзажи. На
протяжении 1920-х годов Кирхнер все ближе
подходил к абстракции, делая свои
образы действительно все более «иероглифическими»,
полуабстрактными. В
1933 году к власти в Германии пришли
нацисты, и Кирхнер — член Прусской
академии искусств и активный
творческий деятель — был изгнан из
академии, а 639 его работ — изъяты из
музеев по всей Германии.
Причисленный нацистами к
представителям «дегенеративного
искусства» (или «искусства вырождения»),
он оказался в вынужденной творческой
изоляции, хотя, как житель нейтральной
Швейцарии, находился в относительной
безопасности. Тем не менее, трагические
события в Германии толкнули его к
самоубийству. Умер
Кирхнер в Фрауэнкирхе 15 июня 1938 года. Сегодня
работы немецкого новатора редко стоят
меньше 100 тысяч долларов. В среднем их
цена в 2—3 раза превышает эту цифру.
Характерной особенностью картин
Кирхнера является их размер: редко
встречаются работы меньше чем 70 х 60
сантиметров. Удивительно,
но большинство его полотен продаются
не на немецких аукционах, где им вроде
бы самое место, а в Англии и Америке. По
статистике прошлых лет, большая часть
картин Кирхнера была продана в
аукционном доме Christie’s. По оценке
экспертов, 100 долларов, условно
вложенные в работы Кирхнера в 1997 году, к
сегодняшнему дню превратились бы всего
лишь в 137 долларов. Однако следует иметь
в виду, что, во-первых, цены на работы
Кирхнера весьма высоки, а во-вторых, их
действительный рост начался только в
2000 году; ранее явной положительной
тенденции не прослеживалось. С 2000 года
для работ Кирхнера характерен
ежегодный ценовой прирост на 5—10
процентов. С одной стороны, это немного,
но если вспомнить о сотнях тысяч
долларов за его картины, то эти самые
мизерные проценты превращаются в
десятки тысяч долларов. Покупателям не
стоит бояться высоких эстимейтов:
статистика показывает, что 70 процентов
картин «уходило» либо по нижнему
пределу, либо даже ниже его. Существуют
у Кирхнера и полотна, стоимость которых
превышает несколько миллионов
долларов. С этими вещами дело обстоит
несколько иначе: окончательная сумма
продажи обычно превышает верхний
эстимейт. Вообще, Кирхнер является
одним из самых дорогостоящих немецких
художников, и на аукционах, посвященных
немецкому искусству, его работы — в
числе ценовых лидеров. Например,
в 2002 году на Sotheby’s картина Rote Akte (Red Nudes) (Красные
обнаженные), даже, несмотря на то, что ее
цена оказалась меньше нижнего
эстимейта, стала самой дорогой работой
аукциона. Хотя о «бедности
экспрессионистского ассортимента» на
этих торгах говорить было никак нельзя.
В целом инвестиции в живопись этого
художника себя оправдывают. Ценовой
прирост за последние 4 года и постоянно
увеличивающийся интерес к
экспрессионистам дают основания для
весьма благоприятных инвестиционных
прогнозов. По материалам российских и зарубежных сайтов
Другие выставки на этом сайте:
Другие выставки на этом сайте:
|