На главную
страницу

 


Рокко с сыном 

 


Захват земли в Сицилии 

 


Игроки 

 


Портрет Анны Маньяни 

 


Расстрел патриотов

 


Буги-вуги 

 


Обнаженная

 


Обнаженная.1961  

 


Ван Гог  в  борделе 

 


Машинистка 

 


Рынок Вуччирия 

 


Автопортрет 

 


Багерия 

 


Перцы 

 


Натюрморт 

 


Кафе "Греко" в Риме 

 

Fondazione Mazzotta
Выставка работ Гуттузо в Милане в 2005 году

 *

Archivi Guttuso Association
Документы иработы из собрания в Палаццо дель Грилло в Риме

 *

Сто великих художников
Статья из книги Д.Самина

 *

Artisti Italiani
Небольшая колекция картин и рисунков, фотографии 

*

Artinvest 2000
Картины и биография на итальянском 

*

Villa Cattolica, Museo ''Renato Guttuso''
Музей художника в Багерии

*

RAI International
Галерея художника на сайте итальянского радио

 

Гостевая
 книга
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итак, Эгон Шиле...Это первая виртуальная выставка из задуманной мною серии, потом будет французский художник русского происхождения Николя Де Сталь, австриец Кокошка, норвежец Мунк... Картины Шиле я впервые увидел в Вене и...совершенно их не запомнил, может быть потому то они висели в разных залах. Открыл их я для себя уже в Москве, когда разглядывал венские каталоги. Потом  был Интернет и все такое..
Мне хочется, чтобы мои выставки были не только собранием вирт

Gallery of Andy
частная виртуальная галерея андрея Евпланова

 

 

Выставка картин Гуттузо, которая проходила в залах Академии художеств СССР в 1979 году, стала для меня окном в Италию. Картин там было мало, и все они для меня слились в единый образ - нечто светлое, яркое, захватывающее. Посетителей на выставке было тоже мало. А те, что пришли, подолгу стояли у картины "Прощание с Тольятти". Среди тех, кто провожал в последний путь вождя итальянских коммунистов, художник несколько раз изобразил самого Тольятти, самого себя и целый пучок клонов Ленина. Впоследствии этот прием широко использовал Глазунов, густо населяя свои творения узнаваемыми персонажами.

О Гуттузо в Москве быстро забыли - приближались иные времена, дружить с западными коммунистами стало не модно. Ну и ладно, тем интереснее будет вам открывать для себя этого замечательного художника.

 

Маскарад маэстро гуттузо

Он был красив, силен и вспыльчив. Его взгляд – как выстрел, непослушные вихры волос и не лишенная аристократизма походка... В кафе «Греко» в Риме, в окрестностях прекрасной виллы ди Вилате, где он любил прогуливаться, или в толпе его любимого рынка Вуччирия в Палермо, женщины неизменно обращали на него внимание. Он пользовался славой повесы и бонвивана, но в душе оставался простым сицилийским крестьянином.

Считается, что Ренато Гуттузо родился 2 декабря 1912 года. На самом деле он родился 26 декабря 1911 года, просто его родители не хотели его регистрировать в Багерии, пригороде Палермо, из-за того, что у них были плохие отношения с местными властями, а подождали, пока новорожденный окрепнет, и зарегистрировали его в муниципалитете Палермо. Его отец был мелким чиновником, землемером, но увлекался акварелью. Это увлечение перешло и к Ренато. В шесть лет он уже рисовал вполне сносные картинки, в восемь – копировал пейзажи старых мастеров, обязательно добавляя что-нибудь свое.

Когда Гуттузо исполнилось тринадцать лет, он стал подписывать и датировать свои работы. Это были, главным образом, пейзажи его родной Сицилии. Среди них можно отметить вид залива Палермо, при написании которого он использовал опилки, чтобы достоверней изобразить морской прибой. Так сказалось его стремление к новаторству. В этот период он также рисовал портреты, подражая Грациеле. Особенно хорош портрет отца художника - Джоакино Гуттузо Фазуло, написанный в 1930 году. В этот период Ренато уже посещал судию местного художника-футуриста. Он также активно сотрудничал с газетами, в основном левого толка. Левые идеи тогда были очень популярны в Италии. Он пытался учиться в университете Палермо на адвоката, но вскоре бросил учебу, юриспруденция его не увлекла.

В 1932 году две работы Гуттузо выставлялись в Риме, и были приняты весьма благосклонно. Через год картины Гуттузо увидел Милан. Художник больше не мог оставаться в сицилийском захолустье, вдали от городов, где кипела художественная жизнь, и перебрался в Перуджу. Там он устроился работать реставратором в местную галерею, чтобы зарабатывать себе на жизнь.

Его герои изменялись вместе с ним. Творческий путь Гуттузо – путь от создания первых удивительных в своей простоте и искренности людей, его земляков - сицилийских крестьян, до неистовых бунтарей. Правда знаменитые поздние полотна «Рынок Вуччерия» (1974) и «Кафе «Греко» в Риме» (1976) написаны уже в чисто условной манере, резко диссонирующей с его другими работами, проникнутыми революционным пафосом. Особняком в творчестве Гуттузо стоят также его многочисленные картины, изображающие обнаженную натуру. Многие даже считают его эротоманом.

Началась Вторая Мировая война, и Гуттузо вступил в ряды подпольной Компартии. В это время он пишет серию картин «Gott mit Uns» («С нами Бог») – девиз, выбитый на пряжках ремней немецких солдат, в которых в полной мере проявился его полемический задор. Гуттузо ни разу не изменил своей личной «идеологической кампании», кульминацией которой стало полотно открытой антифашистской направленности «Похороны Тольятти». В 1943 году он вступает в партизанскую бригаду Юга, носившую имя Гарибальди, где становится связным офицером.

После войны Гуттузо подражает стилистике раннего Пикассо, с которым познакомился в 1945 году, и дружил до конца жизни великого испанца. Вместе со своими единомышленниками и друзьями: писателем Альберто Моравиа и кинорежиссером Лукино Висконти, он считается создателем неореализма.

Пылкое сердце Гуттузо, обостренное чувство гражданского долга, постоянный поиск нового в искусстве – все эти качества привели его к созданию в 1946 году «Нового фронта искусств» (Fronte Nuovo delle Arti), которому суждено было радикально изменить художественный климат Италии. Первая большая выставка этого объединения состоялась в 1947 году в Милане. В ней приняли участие Гуттузо, Биролли, Пиццинато, Ведова, Морлотти и другие художники разных взглядов и направлений. Их объединяли потребность в создании нового художественного языка, поиски собственного пути. Они хотели создать некие новые положительные художественные ценности, которые можно было бы противопоставить духовному смятению времени. Однако, несмотря на призывы к единству, уже с самого начала существования «Нового фронта искусств» это объединение раздирали внутренние противоречия - слишком различны били цели и стремления его членов. 
Часть их во главе с Гуттузо надеялась, что «Новый фронт» продолжит идеи Сопротивления - борьбу за искусство высокого морального долга, участвующее в жизни, наполненное большим общественным содержанием. Напротив, Биролли - один из организаторов объединения - считал, что главной задачей художников должна стать выработка нового художественного языка. Он полагал, что необходимо превратить «Новый фронт» в широкое объединение художников с самыми разными позициями, но с общим стремлением к поискам новых форм. В подобном широком объединении, по мнению Биролли, реалисты обретут большую свободу художественного языка, а творчество художников, тяготеющих к абстракционизму, станет на более реальную почву. Попытка примирить две исключающие друг друга тенденции в искусстве была с самого начала обречена на неудачу.
Естественно, что существование объединения с такими диаметрально противоположными установками было просто невозможно, и раскол произошел уже в 1948 году.

В конце 1948 года художники - реалисты, объединившись вокруг Гуттузо, твердо стали на позиции искусства, насыщенного социальным содержанием, тесно связанного с жизнью, а художники - абстракционисты во главе с Биролли организовали свою обособленную группу.

В 1950 году, в Варшаве, Ренато Гуттузо была вручена Премия мира, и тогда же его первая персональная выставка прошла в Лондоне. Он получил всемирное признание. Свидетелем на его свадьбе был сам Пабло Неруда, который к этому событию сочинил поэму.

 В 1968 году Гуттузо пишет картины, отражающие тогдашнюю ситуацию во Франции и в Европе. Он едет в Париж, где рисует молодых людей – участников первых маршей протеста, переросших впоследствии в движение под названием «Французский май». С 1969 года вместе со своей подругой Мартой Марцотто – роскошной графиней, когда-то великосветской дамой, а затем моделью, он постоянно живет в Риме, на легендарной «виа Маргутта», улице художников. Это особый период в творчестве Гуттузо, когда на полотна выливается все самое близкое сердцу художника – не только любовь, но и боль, ненависть, разочарование. Он пишет ряд сугубо автобиографических полотен, среди которых один из его шедевров «Грустная ведьма», написанный в 1982 году.

 В эпоху крутых перемен в общественной и культурной жизни, художественный стиль Гуттузо не меняется, он живет так, как будто именно он и является осью времен. В недрах его души продолжает бурлить его цветущая и сияющая Сицилия. Его глубокая человечность объемно и противоречиво проявляется во всех его работах. Холсты Гуттузо, нервные и напряженные, но всегда узнаваемые – средоточие всех страданий этого мира.

В 1972 Гуттузо стал лауреатом Ленинской Премии Мира и почетным членом Союза художников СССР. В Академии художеств прошла его выставка, которую посетило не слишком много людей. В советской прессе появились хвалебные статьи, но время было уже не то, и он так и не стал у нас культовой фигурой вроде Рокуэлла Кента, Поля Робсона или Ива Монтана. К тому же итальянских коммунистов в Москве подозревали в ревизионизме. А Гуттузо был коммунистом, а вскоре стал еще и сенатором от компартии.

Умер Гуттузо 18 января 1987 года. Все свои главные работы он завещал Галерее современного искусства в Риме. Часть работ вместе со своим богатым архивом он передал своему родному городу Багерия, где он и похоронен. На его могиле  стоит памятник работы другого знаменитого итальянца – Джакомо Манцу.

 

*

Написать комментарий

Другие выставки на этом сайте:

 

Эгон Шиле

Эдвард Мунк

Альберт Наматжира

Фрида Кало

Николя Де Сталь

Рокуэлл Кент

Оскар Кокошка

Ренато Гуттузо

Морис Дени

Тамара де Лемпицка

Балтус

Джорджия О'Кифф

Альфонс Муха

Хосе Клементе Ороско

Джорджо Моранди

Эдуар Вюйар

Эдвард Хоппер

Фернандо Ботеро

Руфино Тамайо

Здислав Бексиньски

Поль Лорензи

Яцек Мальчевский

Алехандра Салгадо

Алекс Каневский

Владимир Дунич

Кес ван Донген

Эдвард Двурник

Маргит Анна

Граса Мораиш

Зоя Гульельми

Тецуя Исида

 

 

 

Паула Регу

Марлен Дюма

Юэ Миньцзюнь

Хосе Мануэль Мерелло

Фрэнсис Бэкон

Джеймс Энсор

Эрнст Людвиг Кирхнер

Макс Бекман

Паула Модерзон-Беккер

Грасиэла Родо Буланже

Марсель Громер

Эмиль Нольде

Леонард Фуджита

Макс Эрнст

Мари Лорансен

Эндрю Уайет

Фернан Леже

Кандиду Портинари

Скундер Богосян

Отто Дикс

Джон Керрин

Оса Квиссберг

Мелитта Перри

Генри Асенсио

Мэри Тереза Кеоун

Дэвид Юстас

Роландо Куберо

Йоанна Хробак

Макбул Хусейн

Сабин Бэлаша

 Майя Нора Табака

Фабиан Перез