Скундер
Богосян
Contemporary
African Art Gallery * * *
|
Итак, Эгон Шиле...Это
первая виртуальная выставка из
задуманной мною серии, потом будет
французский художник русского
происхождения Николя Де Сталь,
австриец Кокошка, норвежец Мунк...
Картины Шиле я впервые увидел в Вене и...совершенно
их не запомнил, может быть потому то
они висели в разных залах. Открыл их я
для себя уже в Москве, когда
разглядывал венские каталоги. Потом
был Интернет и все такое..
Мне хочется, чтобы мои выставки были не только собранием вирт Предметы традиционного африканского искусства: маски, ритуальные фигурки, расписная утварь - пользуются неизменным спросом, как у коллекционеров, так и просто у любителей экзотики. При этом мало кто знает, и высокое искусство. Имена африканских художников известны, разве что, искусствоведам-африканистам, которых в мире можно перечесть по пальцам. И лишь один африканский художник известен довольно ширко - это Скундер (Александр) Богосян из Эфиопии. Скундер Богосян родился в Аддис-Абебе в 1937 году. Его отцом был богатый армянин, а матерью - эфиопка. С детства Скундер впитывал в себя африканскую культуру. Его интересовали и древние христианские иконы, которые можно увидеть в эфиопских монастырях, и тотемы, и предметы быта, и национальные костюмы. Все это он старался запечатлеть на своих рисунках, и его старания были замечены художником и знатоком эфиопского искусства поляком Станиславом Хойнацким, который занимал должность библиотекаря в университетском колледже. Именно Хойнацки научил его преобразовывать действительность в творческие фантазии. В 1954 году Скундер получил второй приз на конкурсе молодых талантов, организованном в честь юбилея императора Хайле Селассие I, а в 1955 году правительство выделило ему грант для обучения живописи в Европе. Первой его остановкой была Англия, где он изучал искусство в школе Святого Мартина и в Центральной школе искусств и дизайна, а затем в школе изящных искусств Слэйда. В 1957 году Богосян переезжает в Париж, где продолжает образование в высшей школе изящных искусств и Академии Шумер до 1966 года. В Париже он встретил прекрасную афро-американку из Алабамы и женился на ней. Во Франции Богосян увлекался творчеством Пауля Клее, Жоржа Брака и Макса Эрнста. В своих работах он пытался сочетать достижения западного искусства с африканскими традициями. Его, в частности, привлекала иконопись эфиопских монастырей. Картины, написанные художником в 60-е годы, созданы под влиянием икон. В 1964 году в галерее Ламбер прошла его первая выставка, которая принесла ему известность. В 1966 году Богосян с женой и дочерью возвращается на родину, где три года преподает в школе искусств в Аддис-Абебе. В 1967 году он удостаивается главной императорской награды за достижения в области изящных искусств. К этому времени его уже довольно хорошо знают искусствоведы, как в Европе, так и в Америке. В 1969 году его приглашают в Америку, где он преподает живопись, сначала в Атланте, а затем в Гарвардском университете в Нью-Йорке. Среди его студентов оказывается группа молодых эфиопских художников. Они стали его друзьями. Он передавал им не только секреты мастерства, но и свое мирощущение. В 1984 году Богосян был отмечен грамотой Специального комитета ООН по борьбе с апартеидом. Преподавательская деятельность, однако, не вполне устраивает Богосяна. С 2000 года он занимается только собственным творчеством. Работал он обычно под музыку, чаще всего под джаз. Его фигуративная живопись и раньше манипулировала на грани абстракции, в последние же годы жизни он окончательно встал на путь абстракционизма. К сожалению, этот период его деятельности был очень коротким. Скундер Богосян умер в 2003 году в возрасте 65 лет Нью-Йорке. Богосян - самый знаменитый африканский художник, он был первым африканцем, чьи работы выставлялись на международных выставках. Он был первым эфиопским художником, чьи работы приобрели музеи современного искусства во Франции и США. Коллекцию его картин в 1992 году купил Смитсоновский институт. Многим читателям, конечно, интересно знать, какое влияние на мироощущение художника оказали его армянские корни? Так вот, никакого влияния не было. Скундер, видимо, рано лишился отца, и его воспитанием занимались эфиопские родственники. Они привили ему любовь к Африке, которая стала главным мотивом его творчества. Во время пребывания художника в Европе и Америке, он в связях с армянской диаспорой, как говориться, замечен не был, зато всегда подерживал тесные отношения с африканскими диаспорами. Андрей Евпланов
Другие выставки на этом сайте:
|