Руфино
Тамайо
* * * * * *
|
Итак, Эгон Шиле...Это
первая виртуальная выставка из
задуманной мною серии, потом будет
французский художник русского
происхождения Николя Де Сталь,
австриец Кокошка, норвежец Мунк...
Картины Шиле я впервые увидел в Вене и...совершенно
их не запомнил, может быть потому то
они висели в разных залах. Открыл их я
для себя уже в Москве, когда
разглядывал венские каталоги. Потом
был Интернет и все такое..
Мне хочется, чтобы мои выставки были не только собранием вирт
Трое великих художников Ривера, Сикейрос и Ороско принесли мексиканскому искусству всемирную славу. Ривера и Сикейрос широко известны и в России, главным образом, благодаря их левым взглядам. Аполитичный Ороско известен гораздо меньше. Имя четвертого художника из когорты титанов Руфино Тамайо почти незнакомо русской публике. Между тем, многие искусствоведы на Западе считают Тамайо главным мексиканским художником. Он отмыл живопись от наносов истории, направлений, философствования - от всего, что не она сама. И произошло чудо: сквозь таинственные полуабстрактные фигуры, непривычные глазу цветовые гаммы проступила странная реальность. В мире загадочных человечков Руфино Тамайони родился в Оахаке 26 августа 1899 в семье индейцев-сапотеков , хотя внешне он совершенно не похож на чистокровного индейца. Его мать, Флоренсия Тамайо умерла в 1907 году, и его воспитанием занялась тетя Амалия, которая имела фруктовую лавку на рынке. Будущий художник охотно помогал ей торговать. Отсюда, наверно, его пристрастие к натюрмортам с фруктами.В 1910 году Руфино вместе с тетей переезжает в Мехико. В 1917 году он поступает в Национальную школу изящных искусств, но продолжает торговать фруктами. После окончания школы, он долгое время работал там в качестве педагога, а в 1928 стал профессором. Некоторое время он возглавлял отдел этнографического рисунка Национального археологического музея в Мехико (1921–1926). Многократно ездил в США, преимущественно в Нью-Йорк (с 1926), а также в Западную Европу (с 1949). В Европе он познакомился с лучшими образцами арт-авангарда, прежде всего, А.Матисса и П.Пикассо. В раннем его творчестве доминируют портреты, ню, пейзажи и натюрморты.Первые выставки Тамайо прошли в 1926 году Мехико и в Нью-Йорке. В Америке его приняли гораздо лучше, чем на родине. В 1936 году он женился на пианистке Ольге Флорес Ривас и поселился в Соединенных Штатах. На первых порах им приходилось жить на 100 долларов в месяц. Но в 1938 году ему дали стипендию для обучения в школе Далтона. Следующие 18 лет супруги прожили в Нью-Йорке. С 1930-х годов тематика картин Тамайо усложняется, включая все больше мифологических индейских «шифров», символов Искусства, Жизни и Смерти, решенных то в сумрачно-землистых, то в ярких, «космически» мерцающих тонах; таинственно мифологизируются даже достаточно простые, портретные и натюрмортные мотивы. Среди образцов его самобытного неосимволизма – «Звери» (1941), «Спящие музыканты» (1950), «Поклонение индейской расе» (1952).В 60-е годы картины Тамайо уже напоминают наскальную живопись первобытного человека или изображения инопланетян, какими их представляли фантасты. Тамайо подобно другим великим мексиканцам расписывал стены. В числе его наиболее известных фресок и панно «Музыка и пение» (Национальная консерватория, 1933), «Революция» (Национальный музей антропологии, 1939; обе работы – Мехико), «Природа, искусство и человек» (библиотека Смит-колледжа в Нордхэмптоне, США, 1943), «Рождение нашей нации» и «Мексика сегодня» (Дворец изящных искусств, Мехико; 1952–1953), «Прометей, несущий людям огонь» (здание ЮНЕСКО в Париже, 1957–1958). Не раз обращался к гравюре, книжной иллюстрации и сценографии. Эстетика
Тамайо требовала ухода из сложившейся
традиции политической и
интеллектуальной ангажированности,
возвращения к ремеслу как способу
выражения внутреннего мира художника.
Через индивидуальное - к
универсальному. В
1965 году Тамайо отказался от
присужденной ему премии «за
гуманизм в живописи». По
мнению упрямого художника, одно не
имело отношения к другому.
Другие выставки на этом сайте:
*
|