Эдуар * * * Society of Arts Academy Honours * * National Gallery of Art Biography * National Gallery of Art Collection * Edouard Vuillard: Brief Biography * *
|
Итак, Эгон Шиле...Это
первая виртуальная выставка из
задуманной мною серии, потом будет
французский художник русского
происхождения Николя Де Сталь,
австриец Кокошка, норвежец Мунк...
Картины Шиле я впервые увидел в Вене и...совершенно
их не запомнил, может быть потому то
они висели в разных залах. Открыл их я
для себя уже в Москве, когда
разглядывал венские каталоги. Потом
был Интернет и все такое..
Мне хочется, чтобы мои выставки были не только собранием вирт
Когда в конце 80-х годов XIX века французские импрессионисты уже перестали быть новостью, появились молодые таланты, которые в своем искусстве делали упор на экспрессию и декоративные качества картин. В это время изобразительное искусство отходит от дословности, ищет соединения чувства и настроения, неуклонно продвигаясь, таким образом, в сторону абстракции. Несколько молодых парижских художников, увлеченных Гогеном и японской графикой, основали группу "Наби" ("пророки"). Сегодня наиболее известным членом этой группы является, пожалуй, Боннар, другие художники, заслуживающие не меньшего внимания, оказались в тени. Среди них и теоретик движения Морис Дени, и его однокашник по парижскому лицею Эдуар Вюйар. Впервые я познакомился с его картинами совсем недавно, хотя вероятно видел некоторые из них в Эрмитаже. Просто в силу того, что я не знаю французского языка, мне трудно было связать интернетовского Vuillard c эрмитажевским Вюйаром. Слава богу, в конце концов, они соединились в одно очень симпатичное мне лицо, и теперь я имею возможность представить его вам. За закрытой дверью Вюйара часто причисляют к неким "интимистам". Собственно, кроме него, наверно, никаких "интимистов" и не было, но создается впечатление, что он основал целое направление в искусстве. На самом деле, это не так, просто его картины, даже, если это пейзажи, представляют собой ограниченные обжитые пространства, наполненные каким-то особым французским уютом. Это не тапочки у кровати, а нечто на грани образа и чувства, о чем по-русски и сказать видимо нельзя. Что-то подобное было у раннего Дени, но он от этого отказался в пользу классицизма, и Вюйар после 1900 года, когда группа "Наби" распалась, ушел от своих новаций в чистый импрессионизм, но в 80-е и 90-е годы позапрошлого века, он, наверно, как никто другой был близок к абстракции. Вся долгая жизнь Вюйара была связана с уютным миром женщин, нарядов, драпировок, тесных квартирок и маленьких площадей. Он его не расширял, а углублял и исследовал, и в этом его проявился его талант. Родился Эдуар Вюйар в маленьком городке Кюизо, в предгорьях Юры, недалеко от швейцарской границы. Отец его, Оноре Вюйар, был капитаном морской пехоты, но когда-то изучал живопись в Париже. Он умер, когда Эдуару исполнилось уже двадцать лет. Но с самого детства Эдуар оказался, главным образом, под влиянием женщин - матери, бабушки и старшей сестры. Его старший брат Александр выбрал военную карьеру, и рано покинул дом. А Эдуар остался в семье, и вместе с ней переехал в Париж. Эдуар жил с матерью до 60 лет, до самой ее смерти. Она была портнихой и немного модисткой, и потому с ранних лет Эдуара окружал мир тканей и нарядов. Это ему нравилось. Он был тихим, симпатичным человеком, но иногда его переполняли эмоции, которые требовали творческого выхода, поэтому он предпочел военную карьеру искусству. В лицее Кондорсе, где однокашниками Эдуара были Морис Дени и Кер-Ксавье Руссель (в будущем также живописец и муж старшей сестры Вюйяра), он утвердился в своем желании стать художником. Он поступает сначала в художественное училище, где встречает Пьера Боннара, а затем в парижскую академию Жюлиан. В 1888 Вюйар присоединяется к группе "Наби", и участвует в общей выставке. Сначала он писал только интерьеры, потом стал вводить в них женщин. Постепенно его картины становились все больше и больше, и наконец выросли до размеров панно. Одновременно Вюйяр работал над портретами представителей преуспевающих французских буржуа, что давало ему средства к существованию. Все это время его творчество оставалось в достаточной степени фигуративным, но иногда он был уже на грани абстракции. Он много путешествовал, изучал искусство в разных городах Европы - Венеции, Флоренции, Милане, Лондоне. Ездил в Испанию. Но больше всего любил проводить лето среди неброских пейзажей Нормандии и Бретани. Искусство Вюйара, варьировавшее узкий круг тем, привлекательно свежей непосредственностью восприятия повседневной жизни, тонкой эмоциональностью, цветовой и ритмической выразительностью силуэтов, изысканной гармонией матовых, как бы вибрирующих красок преимущественно родственных друг другу переходных оттенков. Как и другие "набисты" Вюйар уже в начале 80-х годов XIX века был связан с окружением журнала символистов и новаторов в поэзии, театре и искусстве "La Revue Blanche", который редактировали выходцы из Польши братья Натансон. Мися Годебска, жена младшего из них, Тадеуша, стала музой Вюйара и героиней многих его картин. В 90-е годы Вюйяр оформляет интерьеры и создает панно, на которых изображает сады и парки. Серия «Сады» 1894 г., созданная для декорации гостиной Александра Натансона, становится поворотным моментом в его творчестве. Вийару удается с помощью специальной клейкой краски создать эффект матовости, напоминающий фреску. В это время он интенсивно работает и над театральными декорациями. Впереди у него долгая жизнь, но интересных находок уже будет все меньше. После Первой мировой войны в его творчестве доминируют, главным образом, женские портреты - это дамы света. Его работы спокойны и солидны. Всего он создал более 3000 картин. Умер Эдуар Вюйар в Бретани, перед самой Второй мировой войной, когда понял, что его уютный мир рушится. Андрей
Евпланов
Другие выставки на этом сайте:
|