На главную
страницу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В начало
экспозиции

 

Здислав Бексиньски
он-лайн

 

Dmochowski Gallery

*

Wystawa obrazow Beksinskiego


*

Wikipedia

*

Galeria malarstwa

*

Surrelizm polski

*

Galeria internetowa

*

Iluminatoria Gnosis

*

Интервью Дмитрия Волчека с Бексиньским

 

 Гостевая
книга

 

Итак, Эгон Шиле...Это первая виртуальная выставка из задуманной мною серии, потом будет французский художник русского происхождения Николя Де Сталь, австриец Кокошка, норвежец Мунк... Картины Шиле я впервые увидел в Вене и...совершенно их не запомнил, может быть потому то они висели в разных залах. Открыл их я для себя уже в Москве, когда разглядывал венские каталоги. Потом  был Интернет и все такое..
Мне хочется, чтобы мои выставки были не только собранием вирт

Gallery of Andy
виртуальная галерея андрея Евпланова

 

Народная Польша была кладезем великих художников. В польском кино творили гении -Кавалерович, Вайда, Кеслевски, Хас, в литературе - Ставиньски, Ивашкевич, Дыгат, Шимборска, Милош, в музыке - Пендерецки, Шимановски, Лютославски. Это были художники мирового масштаба. К ним можно с полным основанием отнести и живописца, графика, скульптора, фотографа Здислава Бексиньского. А что сейчас в Польше? Кроме литературного ремесленника Януша Вишневского никого и нет. То же самое примерно происходит и в Чехии, Венгрии, Румынии, не говоря уж о России. Нельзя одновременно служить Богу и мамоне, в погоне за деньгами люди забывают о душе. Давайте же вспомним тех, кто верил в идеалы, кто служил искусству не ради кучки долларовых бумажек. Вспомним Здислава Бексиньского.

 

 

 

Здислав Бексиньски родился 24 февраля 1929 года в юго-восточном городке Санок. Его семья была тесно связана с этим городом, здесь было родовое гнездо дворянского рода Бексиньских. Его отец был землемером, дед - маклером, а прадед - основателем фабрики тележек.

Художник провел здесь молодые годы. Во время оккупации он учился в местном торговом лицее, и одновременно получал образование в подпольной гимназии. Учился он также игре на фортепьяно. Но аттестат он получил в мужской гимназии, где в 1947 году окончил физико-математический класс. Не откладывая дальнейшее образование в долгий ящик, он поступил в Краковский политехнический университет, на факультет архитектуры. После его окончания в 1952 году, по распределению, остался работать в Кракове, потом переехал в Жешув, чтобы в 1955 году вместе с молодой женой вернуться в родной Санок. Несколько лет после этого Бексиньски работал бригадиром на стройке. Эту работу он ненавидел. С 1959 года до начала 70-х он работал дизайнером в отделе главного конструктора Санокского автобусного завода "Аутосан", предприятия, которое выросло из того самого заводика тележек, основанного его прадедом Матеушем Бексиньским. Автобусы, надо отметить, были комфортабельные, не хуже западноевропейских. Многие российские туристы наверно их помнят. Я сам исколесил всю Польшу на таких автобусах.

Все проекты Бексиньского отличались новаторским стилем, и хорошей эргономикой. Однако в 1977 году Здислав решил покинуть родной город, после того, как местные власти постановили снести родовой дом Бексиньских. Он сжёг свои рисунки на заднем дворе дома не оставив никакой информации о них. Позднее Бексиньски объяснял, что некоторые из них были «слишком личными», другие неудовлетворительными, и он не хотел, чтобы люди могли их видеть.

Бексиньски с семьей переехал в Варшаву. Его пребывание в столице началось с личных трагедий. Здесь в 1999 году покончил жизнь самоубийством его сын Томаш - талантливый музыкальный критик, журналист и радиоведущий, здесь после тяжелой болезни умерла жена художника Зофия.

В молодости Здислав Бексиньски занимался фотографией, и на этом поприще быстро снискал известность, выиграв несколько международных конкурсов. Мало кто ассоциирует сегодня Бексиньского с черно-белыми фотографиями, хотя именно они открыли ему дорогу в большое искусство. Его модели поражают несуразными позами, вместо одежды на них навешаны какие-то шнурки, часто они скадрированы так, что от них остались только фрагменты.

Следующей формой выражения молодого Бексиньского была скульптура. Образы он создавал из арматуры и жести. Получались замечательные рельефы, которые сегодня можно увидеть во Вроцлавском музее. Скульптура сделала Бексиньского известным среди критиков авангарда. Вскоре, однако, художник как будто разочаровался в скульптуре и увлекся рисунком.

Первоначально его рисунки носили абстрактный характер, но впоследствии он перешел к фигуративному искусству с оттенком эротики, садизма и мазохизма. Часто мотивом был маленький связанный мальчик, которого избивает розгами полуобнаженная женщина. В своих рисунках Бексиньски как бы издевался над моделями, превращая их в дегенератов. Часто они изображались связанными, обезволенными с изуродованными телами. В Народной Польше такие рисунки могли демонстрироваться только на закрытых просмотрах.

Бексиньски и рисованием увлекался недолго, вскоре он оставил это занятие, и вернулся к нему только в конце жизни. Но настоящая слава пришла к художнику только после того, как в 1964 году он стал писать картины. Здесь он решительно порвал с авангардом и полностью ушел в фигуративную фантастику. Он никогда не давал своим произведениям названий, считая, что каждый зритель имеет право интерпретировать образ на свой лад. "Я сделал слишком много "детей", на всех имен не хватит, - говорил художник.- Механизм создания картины это ведь не желание передать какую-то мысль, идею. Когда я пишу картину, я часто по ходу дела меняю сюжет. Как-то я делал работу с элементом из досок, и вначале у меня выходила Мадонна. Мне эта идея понравилась, и я решил сделать Мадонну-мужчину, только непонятно было, как поступить с младенцем. И тот ночью во сне ко мне пришла курица и заговорила по-польски. Я еще удивился, как она произносит эти польские шипящие, потому что клюв у нее был такой, что она не должна была их выговаривать. И эта курица сказала - "ты не понимаешь женщин". Так что утром я решил нарисовать вместо этой Мадонны курицу".

Первый период нового направления носил восточный мистический характер. Картины этого периода полны загадочных символов и пропитаны тревожной катастрофической атмосферой. Первым успехом на этом поприще была выставка в Варшаве, где было представлено тридцать с лишним работ. После этого авангардная критика отвернулась от Бексиньского раз и навсегда, сочтя его ренегатом, зато широкая публика встретила выставку с энтузиазмом. Все выставленные работы были проданы, и к художнику пришла настоящая става.

В 1977 году после переезда в Варшаву, уже знаменитый Бексиньски повергается бесконечным нападкам бывших союзников по авангарду. В 80-е годы он становится популярным не только в Польше, но за границей. Он связывается с горячим поклонником своего искусства, коллекционером, адвокатом и университетским профессором Петром Дмоховским, проживающим в Париже. Тот организовывает ряд его выставок во Франции, Бельгии, Германии и Японии. С 1989 по 1996 годы в Париже существовала авторская галерея Бексиньского, которая называлась "Galerie Dmochowski – Musee galerie de Beksinski". Некоторое время в начале 90-х его персональная выставка была открыта в музее восточноевропейских стран в Осаке. Такого музея уже нет, но в Японии находится около 70 картин Бексиньского, которые там были выставлены, некоторые из них можно увидеть в японском интернете.

В своем творчестве 90-х годов Бексиньски все более отдалялся от фантастки, таинственного содержания, грозной атмосферы, которыми были наполнены его работы "фантастического" периода, который он сам характеризовал, как "барочный". Теперь он все больше работал над формой, считая, что несмотря на верность фигуративности, должен снова писать так, как делал это в ранней молодости, это значит так, чтобы добиваться полной гармонии на пространстве, ограниченном рамками заданной плоскости, так как это делал Малевич. Этот свой период творчества Бексиньски назвал "готическим".

В конце-концов в 2000-е годы, всегда чуткий к новым формам выражения своих идей, не прекращая писать и рисовать, художник увлекся компьютерной графикой.

Критики видели в ущербных образах художника следы военных переживаний (Бексиньски жил вблизи гетто). Сам художник, однако решительно это отрицал. "Для всех нас актуальна проблема близкой смерти. И я не исключение. Но я больше боюсь не самой смерти, а умирания". Это умирание он и изображал.

Бексиньски был убит в своей квартире в Варшаве в ночь с 21 на 22 февраля 2005 года, за несколько дней до своего 76-летия. Убийцей оказался 19-летний парень, который вместе с отцом, матерью и сестрами работал на художника - выполнял мелкие работы, и занимался уборкой в мастерской. Мотивом убийства был отказ Бексиньского дать парню взаймы скромную сумму. Отец убийцы должен был Бексиньскому 20 тысяч злотых, то есть около 5 тысяч евро. Убийца нанес художнику семнадцать ударов ножом, после чего вместе со своим 16-летним двоюродным братом вынес тело на балкон. Преступники украли из квартиры два фотоаппарата и несколько CD. Молодые люди хотели взломать сейф художника, но они не смогли этого сделать.  Убийцы были задержаны полицией через два дня. Старшему дали 25 лет тюрьмы, а младшему, как соучастнику только пять.

Все свои работы Бексиньски завещал Историческому музею в родном Саноке. Некоторые работы художника находятся также в городской галерее искусств в Ченстохове (50 картин и 10 рисунков). Самая крупная частная коллекция работ Бексиньского находится у Анны и Петра Дмоховских.

Творчество Бексиньского было достаточно мрачным, в то время как сам художник был приятным человеком, хотя и несколько застенчивым. Он получал удовольствие от общения, вот только никогда не посещал выставок и музеев. Бексиньски слушал классическую музыку, когда писал свои картины и ненавидел тишину.

 

*

Написать комментарий 

Другие выставки на этом сайте:
 

 

Эгон Шиле

Эдвард Мунк

Альберт Наматжира

Фрида Кало

Николя Де Сталь

Рокуэлл Кент

Оскар Кокошка

Ренато Гуттузо

Морис Дени

Тамара де Лемпицка

Балтус

Джорджия О'Кифф

Альфонс Муха

Хосе Клементе Ороско

Джорджо Моранди

Эдуар Вюйар

Эдвард Хоппер

Фернандо Ботеро

Руфино Тамайо

Здислав Бексиньски

Поль Лорензи

Яцек Мальчевский

Алехандра Салгадо

Алекс Каневский

Владимир Дунич

Кес ван Донген

Эдвард Двурник

Маргит Анна

Граса Мораиш

Зоя Гульельми

Тецуя Исида

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Паула Регу

Марлен Дюма

Юэ Миньцзюнь

Хосе Мануэль Мерелло

Фрэнсис Бэкон

Джеймс Энсор

Эрнст Людвиг Кирхнер

Макс Бекман

Паула Модерзон-Беккер

Грасиэла Родо Буланже

Марсель Громер

Эмиль Нольде

Леонард Фуджита

Макс Эрнст

Мари Лорансен

Эндрю Уайет

Фернан Леже

Кандиду Портинари

Скундер Богосян

Отто Дикс

Джон Керрин

Оса Квиссберг

Мелитта Перри

Генри Асенсио

Мэри Тереза Кеоун

Дэвид Юстас

Роландо Куберо

Йоанна Хробак

Макбул Хусейн

Сабин Бэлаша

 Майя Нора Табака

Фабиан Перез