Другие сайты
Geburtshaus * The
Neue Galerie New York * Spaightwood Galleries (Коллекция литографий разных лет)* Image & Art (Биография с иллюстрациями на итальянском) * Alma * British Collection (Британская колекция работ Кокошки) * Oskar
Kokoschka On Line (Виртуальная
экскурсия по всем музеям мира, * Kokoschka * Artwork Images (Коллекция картин из американских музеев) *
|
Итак, Эгон Шиле...Это
первая виртуальная выставка из
задуманной мною серии, потом будет
французский художник русского
происхождения Николя Де Сталь,
австриец Кокошка, норвежец Мунк...
Картины Шиле я впервые увидел в Вене и...совершенно
их не запомнил, может быть потому то
они висели в разных залах. Открыл их я
для себя уже в Москве, когда
разглядывал венские каталоги. Потом
был Интернет и все такое..
Мне хочется, чтобы мои выставки были не только собранием вирт
Оскар Кокошка - третий в большом трио венских художников. Его обычно называют после Климта и Шиле. Но, если Климта у нас сейчас знают очень хорошо, благодаря моде на все декоративное, а имя Шиле время от времени можно услышать в связи со спорами о том, что является порнографией, а что - эротикой, то Кокошку у нас совершенно не знают. А зря - художник он весьма самобытный и интересный, широко известный во всем мире. Из наших его можно сравнить, пожалуй, что с Врубелем. Смятенье чувств, сметянье красок Оскар Кокошка родился в городке Пёхларн на Дунае в 1886 году. Его отец был чехом, и происходил из известного семейства пражских ювелиров. По-видимому, дела у него шли не слишком хорошо: Кокошка позже вспоминал: "От него я учился переносить бедность, но по-рабски заниматься нелюбимой неприятной работой я так и не научился". Мать Оскара происходила из австрийской провинции Штирия. Она была замечательной рассказчицей и привила Оскару любовь к природе. Будущий художник был в семье вторым из их четырех сыновей. Когда Оскар был еще ребенком, семья переехала в Вену, где в 1891 году умер его старший брат.
В детстве
Кокошка не проявлял склонности к
искусству. Он хотел изучать химию, но
преподаватель, на которого произвели
впечатление рисунки Оскара,
рекомендовал его для обучения в
Венской Школе Прикладного искусства.
Кокошка поступил в Школу в 1905 году,
тогда же он начал писать маслом, а в 1907
году он нашел работу в Венских
художественных мастерских. Вскоре,
однако, Оскар серьезно увлекся
литературой. Он взялся переводить
детскую книгу, но в результате написал
собственный оригинальный текст. Свою
первую книгу "Мечтающие юнцы" он
сам и проиллюстрировал. Следом были
написаны две пьесы "Сфинкс и чучело"
и "Убийца, надежда женщин", они, как
считают критики, положили начало
театру экспрессионизма в Германии.
Главными темами пьес Кокошки были: секс,
насилие, и антагонизм между мужчиной и
женщиной.
В 1908 году
работы Кокошки демонстрировались на
выставке в Вене, которая была посвящена
авангардистской группе,
сформировавшейся вокруг Климта. Однако
творчество Кокошки из-за сцен насилия и
эротики вызвало отрицательную реакцию
у традиционалистов, и в конце концов
его отчислили из Школы Прикладного
искусства. На одном из его рисунков 1906
года была изображена обнаженная
авантюристка и танцовщица Мата Хари.
Считалось, что она состояла на службе в
немецкой разведке, в 1917 году она была
расстреляна французами. В 1907 и 1908 годах
Кокошка часто рисовал нагих девочек.
Одной из его любимых моделей была Лилит
Ланг, дочь Мэри Ланг, феминистки и
соучредителя прогрессивного журнала
"Женские документы".
В 1909 году его
работы демонстрировались на крупной
выставке, а две пьесы были поставлены в
небольшом открытом театре, рядом с
выставкой. Сцены насилия опять вызвали
скандал, после чего и Художественные
мастерские перестали давать заказы
Кокошке. Однажды, в одной из венских
пивных, он выпил больше всех и выиграл
пари. Его главным болельщиком был
архитектор-модернист Адольф Лоос,
который устроил ему несколько частных
заказов. Вскоре Кокошка написал
портрет сатирика Карла Кроса,
редактора журнала "Факел". Крос по
этому поводу сказал: "Весьма
возможно, что те, кто знают меня, не
будут узнавать меня на портрете. Но те,
кто не знают - точно признают".
В 1910 удача
улыбнулась Кокошке. Он поехал в Берлин
и был принят Хервартом Вальденом,
энергичным владельцем и редактором
журнала "Буря". Редактор поручил
Кокошке делать рисунки для обложки
журнала, и почти каждый номер выходил с
его обложкой. Ему также устроили
контракт с влиятельным дилером Паулем
Кассирером. В 1911 году Кокошка
возвратился в Вену, и был назначен
помощником преподавателя в школу,
откуда его когда-то отчислили. Тогда же
в Вене состоялась его крупная выставка,
которую посетил эрц-герцог Франц
Фердинанд. Наследник трона, правда,
воскликнул с негодованием: "Этому
господину нужно переломать кости!"
В 1911 году у
Кокошки начался страстный роман с
вдовой великого композитора Густава
Малера (1860-1911) Альмой Малер, изящной
красавицей, которая была значительно
старше художника. В 1912 году Кокошка, не
нашел ничего лучше, как оставить
преподавательскую деятельность, и
выставиться в Кельне, который в то
время был центром всего
германоязычного авангарда, а затем в
Мюнхене.
К 1913 году его
отношения с Альмой Малер стали
напряженными. Мать Кокошки была
категорически против его романа, и даже
говорила, что застрелит Альму. Однажды,
когда влюбленные путешествовали по
Италии, им пришлось наблюдать жестокую
сценку в аквариуме Неаполя: морское
насекомое жалило и парализовало рыбу.
Кокошка счел это символом своих
отношений с любовницей.
Он был все еще
опальной персоной, когда начал
преподавать искусство в венской школе
благородных девиц, директриса которой
была известна своими прогрессивными
взглядами. Однако некоторые из
родителей настоятельно возражали
против этого, и в результате
австрийское правительство отстранило
его от преподавательской деятельности.
Война, которая вспыхнула в Европе,
казалось, должна была все списать.
Адольф Лоос использовал свое влияние,
чтобы Кокошку зачислили лейтенантом в
драгунский полк, славный своими
красивыми мундирами. Как только об этом
сообщила официальная газета, Кокошку в
шикарном наряде сфотографировали, и
открытки с его изображением стали
продаваться в магазинах, рядом с
портретами известных актрис.
В начале 1915
года Кокошка был серьезно ранен в
Галиции, пуля попала в голову, а штык
пробил легкое. Он лечился в Брно и Вене,
начал писать пьесу "Орфей и Эвридика",
познакомился с поэтами Рильке и
Гофмансталем, но вскоре был опять
отправлен на фронт, где окончательно
потерял здоровье, получив контузию.
Некоторое
время Кокошка провел в Стокгольме, где
консультировался у невропатолога, и
затем уехал на лечение в Дрезден. После
войны политическая ситуация в Дрездене
была весьма нестабильна, также, как и
всюду в Германии. Кокошка стал членом
маленькой левой богемной группы. Здесь
он был известен, как "безумный
Кокошка". Он страдал, как физически,
так и морально. Возможно, это было
связано с последствиями его романа с
Альмой. Чтобы избавиться от навязчивых
идей, он попросил портниху сшить ему
тряпочную женщину в натуральную
величину, с которой он разговаривал, и
даже брал ее с собой в оперу.
В 1919 году
Кокошка был официально назначен
профессором Дрезденской Академии, и
переехал в красивый дом со студией. Его
жизнь пошла в гору. Это было время
надежд. Композитор Пауль Хиндемит
поставил в Дрезденской
Государственной Опере музыкальный
спектакль по его пьесе "Убийца,
надежда женщин". В 1922 году Кокошка
был приглашен на венецианское биеннале.
Его здоровье теперь улучшилось, и он
ведет активный образ жизни. Он оставил
свой пост в Дрезденской Академии в 1924
году, просто сообщив об этом швейцару, и
покинул город прежде, чем его намерения
были обнаружены. Выгодный контракт с
финансистом Кассирером дал ему
средства для того, чтобы
путешествовать. Используя Мюнхен как
отправную точку, он объехал всю Европу,
и даже побывал в Северной Африке,
Египете, Турциии и Палестине. 1931 год
принес ему большой успех, несмотря на
темнеющий политический горизонт, у
него прошли выставки в Кунстхалле в
Мангейме и в Галери Жорж в Париже, где
его тепло встретила парижская публика.
Триумф, однако, обернулся конфликтом.
Кокошка требовал большей
независимости от своих дилеров; они, в
свою очередь, стремились к абсолютному
контролю над его творчеством. Кокошка
порвал с ними, и обменялся резкими
заявлениями в газете.
В 1932 году
Кокошка еще раз показал свои картины в
Венеции на биеннале, но теперь его
встретили здесь неоднозначно.
Муссолини дал понять, что не любит
творчество Кокошки, и профашистская
печать в Германии выступила с рядом
нападок на художника. К 1933 году его
финансы истощились, и он оставил Париж
и переехал в Вену, чтобы быть ближе к
матери. Он чувствовал себя неловко в
городе, управляемом фашистской
администрацией Канцлера Доллфасса, и
после смерти матери в том году, уехал в
Прагу, и принял чешское гражданство.
Австрийское правительство пробовало
вернуть художника, предлагая ему
руководство Школой прикладного
искусства. В 1937 прошла его
ретроспективная выставка в
Австрийском музее искусства и
индустрии, в то же самое время более
четырех сотен его работ были удалены от
немецких музеев. В Праге он встретил
Ольгу Павловску, которая позже стала
его женой. В это время началась война в
Испании, и Кокошка горячо поддержал
республиканцев.
Мюнхенское
соглашение 1938 года сделало Прагу
небезопасным убежищем. В сентябре
Кокошка уехал в Англию. Там было
безопасно, к тому же в Англии его
искусство было хорошо известно. Однако
супруги были отчаянно бедны, в 1939 году
они поселились, где дешевле - в
Корнуолле. Оскар рисовал местные
пейзажи акварелью, а Ольга торговала
выпечкой в магазине, чтобы как-то
свести концы с концами. В следующем
году, они перебрались в Лондон,
поскольку Кокошка был убежден, что
соседи с подозрением относились к ним.
Но Лондон угнетал его: "Что я должен
сделать в этом дыре (так он называл свою
лондонскую квартиру)? Я должен
придумать новые темы для моих картин.
Когда наступает весна, я чувствую себя,
как перелетная птица, хочется оставить
город и рисовать что-то простое,
например, кузнечиков. Когда я
возвращаюсь в город, пейзажи
превращаются в политические картины.
Мучают сердечные боли, но я не могу от
этого избавиться".
Благосостояние
Кокошки улучшается после войны. В 1945
году он получил символическую награду
в разбитой войной Вене: выставку, в
которой, кроме его картин, были
представлены работы Климта и Шиле, к
тому времени обоих их уже не было в
живых. В 1947 году была большая
ретроспективная выставка в Кунстхалле
в Берне, а в 1952 году его творчеству было
посвящено 26-е биеннале в Венеции.
Кокошка стал британским гражданином в
1947 году, но он не стремился оставаться в
стране, где чувствовал себя неуютно. В
1953 году он возглавил международную
Летнюю академию изобразительного
искусства в Зальцбурге, и таким образом,
восстановил связь с Австрией, где начал
свою карьеру, и в этом же году поселился
на одном из курортов Женевского озера.
Теперь он был чрезвычайно знаменитым
художником, но держался в стороне от
политической и общественной жизни,
поэтому его смерть в 1980 году на курорте
в Монтрё прошла довольно незаметно. В творчестве Кокошки явно прослеживается эволюция стиля и интересов. До Первой мировой войны он рисовал, главным образом, портреты, которые замечательны глубиной проникновения во внутренний мир модели. Стиль художника этого периода характеризуется тонкой трактовкой форм и свободой от описательного реализма. Однако постепенно в его манере стал проявляться больший интерес к технике живописи. Но при этом сохранялось и тонкое восприятие модели. В 1920-е годы Кокошка считался одним из наиболее одаренных немецких экспрессионистов. В этот период он обратился к пейзажу, который стал его любимым жанром. Интровертный характер его ранних произведений теперь уступил место работам, в которых импульс черпался извне; в них использовались смелые пластические природные формы, вылепленные пастозными мазками в ярких тонах. Во время Второй мировой войны в творчестве Кокошки наступило временное затишье, но затем последовали работы, в полной мере сохранявшие экспрессивность и гораздо более тонкие по цвету и рисунку.
* Другие выставки на этом сайте:
|