|
||||
|
Венгерская
художница Маргит Aнна
родилась в 1913 году. Ее настоящая фамилия
Зихерманн, а Анна - это псевдоним. В Новой школе искусств Маргит познакомилась, а затем и подружилась, со своим однокурсником Имре Амошем, который после нескольких лет совместной жизни, в 1936 году, женился на ней. В 1937 году они совершили путешествие (возможно, свадебное) в Париж. Там они встречались с Марком Шагалом, чье влияние видно в ранних работах Маргит. Познакомившись с французской школой, она также увлеклась творчеством Пьера Боннара, чье воздействие также заметно в работах Маргит. Ну, и, конечно, ее ранний период творчества находился под влиянием мужа, чьи картины характеризует лирическое представление темы с гротескными элементами деталей. К концу 1930-х годов можно с уверенностью говорить, что Маргит, наконец, нашла свой, иронически остроумный сюрреалистический стиль. Палитра художницы была цветущей, темы безмятежными, но буквально через несколько лет "в дверь постучалась война". После смерти мужа в нацистском концентрационном лагере в 1944 году, ее стиль стал более жестким и более примитивным. Искусствоведы находят разные слова для этого изменения, пишут, что «ее стиль стал резким и насыщенным разными элементами». Это говорит и о том, что европейская школа живописи, насыщенная разными «измами» (1945-1949), безусловно, является одной из основополагающих составных венгерского сюрреализма. В 1945-48 на картинах Маргит появился постоянный мотив: марионетки, символизирующие жизнь человека, клоуны, как выразители эмоций. После войны официальные власти от культуры объявили запрет всем «формалистам». Позже подобную акцию устроит Никита Сергеевич на известной выставке в Манеже. В 1947 году Маргит Анна подверглась гонениям. Ее отец и несколько членов семьи потеряли работу и пенсию. В 1947 году Маргит вторично вышла замуж за журналиста Имре Петера. У них родилось двое детей, но брак вскоре дал трещину (думаю, из-за депрессивного состояния художницы по поводу невостребованности), и в 1961 году супруги развелись. Отмечу, что младший сын Маргит, Владимир Петер, стал создателем лучших современных венгерских изделий ювелирного искусства. После 1949 года, в течение долгого времени, Маргит не могла принимать участие в художественной жизни, она практически бросила рисовать. Вновь взяла в руки кисть она только в середине 1960-х. Хотя, нельзя сказать однозначно, что художница дала обет "безрисования". В галереях нашлись картины периода 1950х годов, и на удивление, несмотря на тяжелые времена, "черные дни" в жизни художницы, эти картины, хоть и наполнены тревожными нотами, по колориту и эмоциям они светлы и оптимистичны.
В семидесятых годах произошла, так называемая, «культурная
революция», абстрактное искусство начали нормально воспринимать, и
Маргит Анна даже была награждена за ряд работ, а ее картины попали
государственные музейные и частные коллекции. Стиль Маргит сильно менялся на протяжении всей ее карьеры, но ему всегда были свойственны нежные гротесковые фантазии и выразительность сюрреализма. Как отмечают искусствоведы, "ее картины символизировали подавленную трагедию с сюрреалистическими выразительными метаморфозами марионеточных мотивов". В конце своей жизни, через тридцать лет после ужасов Второй мировой войны, Маргит Анна «освободилась» от пережитых травм, причиненных Холокостом, от постоянного гнетущего состояния страдания и горя. Это выразилось в том, что тема боли и горя ушла с полотен художницы, перестала выплескиваться на холст ее видениями и воспоминаниями. В 1984 году в Сентендре был открыт дом-музей Имре Амоша и Маргит Анны.
Анатолий Краснопивцев,
Другие выставки на этом сайте:
|
Маргит Анна
Kieselbach Gallery
|