Фрэнсис
Бэкон * * *
|
Итак, Эгон Шиле...Это
первая виртуальная выставка из
задуманной мною серии, потом будет
французский художник русского
происхождения Николя Де Сталь,
австриец Кокошка, норвежец Мунк...
Картины Шиле я впервые увидел в Вене и...совершенно
их не запомнил, может быть потому то
они висели в разных залах. Открыл их я
для себя уже в Москве, когда
разглядывал венские каталоги. Потом
был Интернет и все такое..
Мне хочется, чтобы мои выставки были не только собранием вирт
Вряд
ли Фрэнсис Бэкон может быть чьим-то
любимым художником - слишком уж
брутально его творчество. Будь он
абстракционистом - можно было бы
восхищаться красками или композицией,
но Бэкон фигуративный художник, и, в
общем, ясно, что он хочет сказать, и от
этого у меня лично - мороз по коже. Но то,
что его творчество значительное
явление в искусстве - бесспортно, а
потому неплохо бы его знать не только
понаслышке.
В погоне за ужастиками
Художник Фрэнсис Бэкон не просто полный тезка великого философа (1561-1626) – он его прямой потомок. В ирландской семье Бэконов было принято одного из сыновей называть Фрэнсисом. Будущий художник родился 28 октября 1909 года в Дублине. За 55 лет до него на соседней улочке родился Оскар Уайльд. Страсть, которая, по словам Уайльда, "боится назвать себя по имени", и которая привела в тюрьму великого писателя, с раннего детства вселила в Бэкона чувство постоянной вины и страха перед Богом, отцом и полицией. Его отец был когда-то капитаном гусар, уйдя в отставку, он занялся подготовкой лошадей к скачкам. Когда Фрэнсису было шестнадцать лет, родители узнали, что он имел гомосексуальные контакты с некоторыми грумами из их конюшни. Когда его поймали за примеркой нижнего белья матери, то выгнали из дома. Он уехал в Лондон, где увлекся сценическим искусством, и больше никогда не приезжал в Ирландию. Свое образование Фрэнсис в основном получил дома у частных учителей, так как страдал астмой и не мог ходить в школу. Австралийский художник Рой де Мейстре, который был на шестнадцать лет старше Бэкона, стал его любовником и учителем. В 1930 году они вместе устроили выставку в гараже в Южном Кенсингтоне, который Бэкон использовал как студию.В течение нескольких следующих лет Бэкон курсировал между Лондоном, Парижем и Берлином, появляясь в барах для трансвеститов в обществе гангстеров и авантюристов, писал картины, продавал мебель и ковры собственного дизайна. От того периода его творчества осталось очень немногое, так как он уничтожил основную часть своих ранних работ, предпочитая жить в более или менее полной безвестности. На выставке в 1945 году экспонировался его триптих "Три стадии образа на основе распятия", который шокировал мир искусства. В очень многих его картинах были использованы работы старых мастеров. Его серия "Орущие Папы", например, из которых самая известная работа "Изучение Папы Иннокентия Х Веласкеса" исказила оригинальные образы испанского художника XVII века Диего Веласкеса до неузнаваемости, придав им ужасающие, шокирующе экспрессивные формы. На одной из этих картин визжащий понтифик был заключен в стеклянную клетку. На другой – на него нападает обглоданная туша быка, этот сюжет был позаимствован у Рембрандта. Описывать картины Фрэнсиса Бэкона – значит перечислять снова и снова скрученные в штопор фигуры, освежеванные туши, брызги крови, кричащие рты, искаженные лица людей, как бы попавших в королевство кривых зеркал. Клетки и голые комнаты, деформированные предметы и искалеченные люди – картины Фрэнсиса Бэкона часто основывались на реальных прототипах – будь то шедевры старых мастеров, кадры из кинофильмов или газетные фотографии (которыми и был усыпан пол его мастерской). Бэкон был самоучкой, и его искусство, лишь в некоторой степени сходное с кошмарами сюрреалистов, с трудом поддается стилевым определениям. Хотя в картинах Бэкона прослеживается влияние Пикассо, сюрреализма и немецкого экспрессионизма, художник всегда утверждал, что он просто реалист: "Ничто не может быть ужаснее, чем сама жизнь". Бэкон описывал технику своего письма таким образом: "Вы не можете себе представить, как безнадежность в работе может заставить просто взять краску и делать все, что угодно, чтобы выбраться из рамок сотворения иллюстративного образа любого типа." Хотя его работы покупались за миллионы, Бэкон продолжал жить и работать в жалких и неуютных апартаментах в Южном Кенсингтоне. Он очень не любил порядок, с малейшими проявлениями которого он яростно боролся в своей лондонской мастерской. Устроив должный бардак, он не успокоился до тех пор, пока не превратил стены своей студии в одну большую палитру, после чего со спокойной душой в течение 30 лет реализовывал свои странные фантазии.Живопись никогда не была для него основным занятием, а скорее отдыхом от его настоящих интересов - азартных игр, мальчиков и шампанского, которое он имел обыкновение употреблять в "комнате с колоннами" Клуба для пьющих в нижнем Сохо. В 1964 году он влюбился в Джорджа Дайера, и они прожили семь лет вместе, вплоть до самой смерти Дайера в Париже в 1971 году, которая наступила от передозировки бренди и снотворного. Эта смерть послужила темой для самой грандиозной работы Бэкона "Триптих май – июнь 1972": на одной из боковых панелей запачканная, искаженная фигура Дайера сидит на унитазе; на другой – Дайер блюет в песок. Центральная панель изображает Дайера, исчезающего в темноте... Бэкону предлагали титул, но он отказался. "Я верю в упорядоченный хаос, – однажды заявил он, – твердые правила случая". 28 апреля 1992 года в Мадриде он не перенес инфаркта миокарда и умер. Без сомнения, Бэкон – один из крупнейших художников второй половины XX столетия. Он вышел за рамки допустимого, и сделал это настолько талантливо, что заслужил себе место на художественном Олимпе.
Другие выставки на этом сайте:
|