Munch-museet * * * Web
Museum of Edvard Munch
Edvard
Munch Artchive * Munch
Photo * Munch
Linkpage * * The
Paintings of Munch *
The best of Edvard Munch
|
Итак, Эгон Шиле...Это
первая виртуальная выставка из
задуманной мною серии, потом будет
французский художник русского
происхождения Николя Де Сталь,
австриец Кокошка, норвежец Мунк...
Картины Шиле я впервые увидел в Вене и...совершенно
их не запомнил, может быть потому то
они висели в разных залах. Открыл их я
для себя уже в Москве, когда
разглядывал венские каталоги. Потом
был Интернет и все такое..
Мне хочется, чтобы мои выставки были не только собранием вирт
Норвежский художник Эдвард Мунк плохо известен в России, хотя на Западе его считают классиком на уровне Сезанна или Ван Гога. Почему его у нас не знают? Видимо, потому что он не француз, а еще, потому что пик его известности в Европе пришелся на советский период, а для советской власти он был слишком мрачен. А сейчас не знают просто по инерции, как говориться, проехали. Впервые о Мунке я услышал как раз в советское время, в баре гостиницы Россия. Двое подвыпивших художников громко говорили между собой. Один утверждал, что Мунк гений, а другой, что гений всех времен и народов. Тогда я не нашел ни одного альбома Мунка, чтобы удостовериться в его гениальности. Мои проблемы через десять лет решил Интернет. А осенью 210 года я был в Осло, где посетил Национальную галерею. Там есть зам Мунка, где собраны его главные работы. Галерея бесплатная, находится в центре города. В Осло есть еще Музей Мунка, но он находится довольно далеко от центра, туда нужно ехать на метро. Всем, кто будет в Осло советую посетить эти места. Из всех статей об Эдварде Мунке я выбрал эссе польского автора Анджея М.Кобоса и перевел его для вас. Любовь и смерть в одном сосуде Немецкий историк искусств и первый биограф художника Курт Глезер, написал в 1915 году, что «Мунк принадлежит только своему искусству». Это высказывание, наверно, лучше всего характеризует норвежского художника, а в обратной версии - его искусство. Эдвард Мунк родился 12 декабря 1863 года в семье норвежского военного врача, фанатичного лютеранина. Мать Эдварда была на 21 год моложе мужа. Родив пятеро детей в течение семи лет, она умерла от туберкулеза, когда ей исполнилось только 30 лет. Она оставила детям прощальное письмо полное глубокого религиозного чувства, которое потом отец им часто зачитывал. С тех пор смерть навсегда вошла в жизнь пятилетнего, в то время, Эдварда. Она внушила ему глубокий страх перед жизнью, от которого он так никогда и не избавился. Позже Мунк писал: «Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулезу, а легко возбудимый отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия… С момента моего рождения, ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом… Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я?». По этой цитате можно судить о писательских способностях Мунка. Она, как нельзя лучше характеризует и все его творчество. Не случайно издатели выпустили несколько художественных альбомов, где репродукции сопровождались выдержками из записок художника. Одна форма его творчества обогащала другую. Слова усиливали творческое настроение, к которому он стремился. Мунк говорил об эффекте «симфонии» зрительного образа и слова. Он никогда не выбрасывал записок: «Никогда не использовал корзину для бумаг, потому что трудно отделить зерно от плевел». Он оставил после себя огромный архив. Все свои произведения и архив он завещал городу Осло. Мунк все время был занят поиском природы скрытых сил, которые управляют его жизнью. При этом он обладал необычайной способностью визуального и вербального отображения своих настроений. Через девять лет после смерти матери, от туберкулеза умерла его любимая сестра София. Сестра умирала медленно в горячке, сопровождаемой галлюцинациями, и все время умоляла спасти ее. Эдварда угнетало его собственное бессилие и неспособность отца-врача помочь Софии. Умирающей дочери отец велел петь лютеранские гимны. По мнению четырнадцатилетнего Эдварда, отец и его Бог были виновны в смерти сестры. В 80-е годы Эдвард отрекся от религии, он был занят поисками иной системы ценностей. Он считал, что мир пустышка, а люди в нем представляют собой бессмысленную аномалию. Он стал радикальным индивидуалистом, уверенным в том, что он сам себе может обеспечить бессмертие через искусство. 8 октября 1880 года Мунк написал в своем дневнике: «Я решил, что стану художником». Первыми значительными картинами Мунка были «Автопортрет» (1881 год), «Молодая служанка, растапливающая печь» (1883 год) и «Утро» («Служанка») (1884 год). В это время столица Норвегии Христиания (в 1905 году переименованная в Осло) была небольшим городом, в котором современное искусство появилось только в 1819 году, после того, как Якоб Мунк (дальний родственник художника) основал Королевскую школу искусств, в которую Эдвард поступил в 1881 году. Только несколько местных художников, например, Христиан Крог и Фритс Таулов (родственник Поля Гогена), работали в современном натуралистическом стиле. Но ни публика, ни консервативные критики не были готовы к восприятию норвежского, тем более современного или авангардистского искусства. Они были шокированы трактовкой цвета и явной вульгарностью сюжетов картин Мунка. Некоторые норвежские критики травили художника до самой его старости. В 1885 году на стипендию от Таулова, Мунк на короткое время выехал в Париж. В 1886 году он написал картину «Больной ребенок», позднее признанную критиками самой важной в истории норвежского искусства. К этому сюжету Мунк возвращался пятикратно, через каждые десять лет. Мунк считал эту картину важной вехой в своем творчестве. «Большая часть из того, что я потом написал, было создано под влиянием именно этой картины», - писал Мунк. На этой картине лишенный индивидуальных черт образ девочки, опущенная голова ее матери, сведенные руки, символизируют бесстрастность болезни и близкой смерти. Представленная сцена - это отчаянный крик художника, быть может, эмоциональная компенсация за смерть сестры. Однако в 1886 году, эта картина считалась неудачей 22-летнего художника. Критиков спровоцировали ее размеры и название, и они обвинили автора в импрессионизме, что по тем временам было равноценно политическому обвинению в анархизме. Мунк был подвергнут остракизму со стороны семьи и почти всех прочих норвежских художников. А Христиан Крог был осужден как «акушер» никчемной картины. Тогда Эдвард Мунк практически порвал отношения с отцом и связался с малочисленной богемой Христиании. Ее предводитель Ханс Ягер, из смеси детерминизма, атеизма и анархизма состряпал некую натуралистическую доктрину, провозглашавшую абсолютную свободу от общественной и религиозной морали, одним из главных постулатов которой была свободная любовь - все любят всех. После выхода в свет его повести «Из жизни богемы Христиании», через день после появления разноса картины Мунка, Ягер был арестован на 60 дней за аморальность и богохульство. В тюремной камере он повесил «Обнаженную» Мунка, которая в настоящее время утеряна. В этот период Эдвард Мунк тесно сошелся с Милли Таулов, первой из двух фатальных женщин своей жизни. После шести лет бурного романа художник наконец порвал отношения с, изменившей ему любовницей. Это событие сломало Мунка настолько, что он заговорил о душевной болезни. Эротизм, ревность и меланхолия, вызванные уходом Милли, нашли свое отражение в картинах и эскизах художника. В 1889 году, после воспаления легких, Мунк организовал в студенческом клубе свою ретроспективную выставку на которую представил 110 работ. Критики снова разнесли его в пух и прах, однако за Мунком утвердилась репутация главного представителя, так называемой «третьей волны" норвежских художников. Он получил признание благодаря поддержке нескольких влиятельных авангардных художников и государственную стипендию на трехлетнее обучение в Париже. Прежде чем уехать Мунк написал большое полотно «Вечер» (на котором была изображена его сестра Ингер среди камней на берегу моря) и «Военный оркестр на улице Карла Йохана». В Париже он был одинок, и впал в меланхолию. Здесь его застала весть о смерти отца. В это время он написал «Аллегорию смерти», на которой был изображен одинокий отец, пересекающий площадь. Мунк жил воспоминаниями, дружил только с датским поэтом Самуэлем Гольдштейном, который недавно пережил такую же любовную драму. Вместе они предавались эротическим мечтам и мыслям о смерти. Вместе они сформулировали принципы символизма - альтернативы натурализму в искусстве. Гольдштуйн писал: «Символизм, это искусство, которое, прежде всего, ценит настроения и мысли, и обращается к действительности только как к символу… Не надо больше давать визуального представления действительности… Действительность будет представлена исключительно символами мыслей и чувств… Поэт сам сотворит свою действительность». Отсюда был уже один шаг до безымянных людей без лиц, характерных для творчества Мунка - одних из тысячи. Мунк начал открывать свое измерение бытия сменой природных циклов под влиянием солнечного тепла, хотя солнце он напишет только 20 лет спустя. В его интерпретации любовная пара - это очажок жизни, дающая продление роду человеческому, то есть бессмертию. Свой символизм он сформулировал так: «Субъективные склонности трансформируют природу». Символизм был для него творческим процессом, опирающимся на самоанализ. В своем Манифесте он написал: «Не буду писать больше интерьеров с читающими людьми, с задерганными женщинами…» В Париже Мунк жил в бедности, в живописи заимствовал технику у Ван Гога и Лотрека, несмотря на все противоречия и меланхолические настроения, верил в свои творческие возможности. Эта вера останется с ним на всю долгую жизнь. В 1890 году Эдвард Мунк написал «Поцелуй» - мужская и женская фигуры без лиц слившиеся в поцелуе. Любовников как будто скрывает мгла. Это не конкретная пара, а целующиеся люди вообще, одни из тысяч, кто соединяет будущие поколения с прошлыми. Позже он многократно обращался к этой теме, как в живописи, так и в графике. Работа приглушала эмоциональное одиночество, чувство заброшенности, бессилия, вызванного отсутствием женщины. Но мысли о женщинах приводили его в отчаяние. Он писал: «Древние были правы, когда говорили, что любовь это пожар. Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище». Доведенный почти до умопомешательства, он видел галлюцинации, которые не оставляли его до конца жизни. Одна из них посетила его на мосту через фьорд в Христиании. Он описал ее так: «Я шел по дороге с двумя приятелями, вдруг солнце зашло и все небо стало кровавым, при этом я как будто почувствовал дыхание тоски. Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый. Над черно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу». Так появилось самое знаменитое произведение Мунка - «Крик». Вначале это был рисунок, позднее гравюра и, наконец, картина, написанная пастелью. Этот заход солнца над фьордом вызвал у художника длительное, болезненное беспокойство и отчаяние из-за того, что он был не в состоянии изобразить это явление, таким, каким оно перед ним предстало. В результате все-таки появился рисунок на котором мы видим человека без лица на мосту. Этот человек - сам художник. Это было воплощение его собственной изоляции, отчаянного одиночества, потери смысла жизни. Драматизм сцене придавал напряженный контраст между фигурой на первом плане и чужими, занятыми самими собой людьми в отдалении. Три других настроения - одиночество, меланхолия и ревность также стали постоянными темами графики и живописи Эдварда Мунка. Меланхолия представлялась в образе грустного лица на фоне морского берега. По его собственным словам, пейзаж стал для него выразителем настроения. Волны, разбивающиеся о скалы, сам берег и море, непостижимы как смерть, вечны как тоска. Извивы береговой линии, очертаний валунов символизировали для него линии судьбы человека, его жизни и смерти. Ревность Мунк представлял в образе одинокого человека, наблюдающего за другими людьми, мужчиной и женщиной, которые заняты друг другом. Это могла быть сцена на берегу моря или в символическом раю. В обоих случаях сердца артиста и одинокого любовника «обливаются кровавыми слезами». Лето 1892 года Мунк провел в Норвегии, где подготовил выставку, на которой должно было быть представлено то, что он создал в Париже и в Норвегии, когда «отрабатывал» свою трехлетнюю стипендию. Наброски и картины были неразрывной частью его жизни, проведенной в неудачных романах и размышлениях о смысле жизни, смерти и искусства. В это время появился набросок знаменитой картины «Видение». Вот комментарий Мунка к этой картине: «Я лежал в болоте среди гнили и червей, силясь выбраться на поверхность. Наконец мне удалось высунуть голову на поверхность. И тут я увидел лебедя в сверкающей белизне, и меня обуяла тоска по чистым линиям. Я протянул к нему руку, он приблизился ко мне, но не слишком. Тогда я увидел отражение своего лица воде. Я был бледен и перепачкан илом. Меня это просто убило, мне, тому кто видел, что там, под зеркальной поверхностью, никак не возможно было соединиться с тем, кто живет среди солнечных бликов». Интерпретация этого была ясна: Мунк мог обрести бессмертие лишь в искусстве, но нужна была телесная смерть, чтобы из ощущений и воспоминаний о любви, родился вечный свет прекрасного. Когда срок стипендии истек, критики обвинили Мунка в растранжиривании общественных денег. Вообще, предвзятость норвежских критиков по отношению к Мунку вызывает удивление. Даже их традиционализм и консерватизм не объясняют этого. Может быть они принимали Мунка в штыки, потому что считали его отщепенцем уважаемой семьи, которая многое сделала для норвежской культуры, как человека предавшего аристократические и лютеранские традиции?.. Заинтересованность Мунка внутренним миром человека, его сексуальностью также не могла сойти ему гладко. Она вызвала публичные дебаты вокруг его умственной и моральной «дегенерации». В этот период Мунк нарисовал сцену в казино Монте-Карло. Отравленную атмосфера заведения подчеркивает зеленый свет, завзятые игроки, лишены индивидуальности - лица их замазаны. Только тот, кто отошел от стола обретает лицо, ошеломленное тем, что происходит вокруг. Он проиграл. В это время в Германии созрело новое поколение скандинавских литераторов и художников - «Молодая Норвегия». Ибсен, Бьернсон становятся идолами немецкой литературы. В ноябре 1892 года, после неудачной выставки в Христиании, Мунка приглашают на презентацию ретроспективной выставки в престижном берлинском зале Verein Berliner Kunstler. Через неделю выставку закрывают. 45 немецких художников выступили с протестом. Дело дошло до Кайзера Вильгельма, который вынудил трех промунковских членов Берлинской Академии отказаться от своих взглядов. Скандалом занялась немецкая пресса. В результате Мунку устроили выставки в Кельне, Дюссельдорфе, Лейпциге, Берлине. Он вдруг стал известнейшим человеком во всей Германской Империи. Его картины признаны «ломающими все барьеры категорий искусства». В Берлине Мунк присоединился к авангардной группе богемы Zum Schwarzen Ferkel («Под черной свинкой»), регулярно собирающейся в пивной под этим названием. В группу входили скандинавские, немецкие и польские художники, писатели и критики. Витализм и монизм были их религией, а общим предметом исследования - женщина. Шведский драматург Август Стриндберг, который придумал название группы, охарактеризовал ее как «сборище проклятых душ, в котором не было ни одного, кто бы не нес на своих плечах тяжести судьбы». Мунка объединяла со Стриндбергом короткая дружба. В 1982 году он написал его портрет. Дружба эта кончилась достаточно быстро из-за мании преследования Стриндберга. Женщин в группе не было, но они были темой постоянных дискуссий, приключений и яростной ревности. Гением группы был поляк Станислав Пшибышевский (1868-1927), писатель, критик и пианист-самоучка. Пшибышевский и Мунк имели друг на друга взаимное, духовное, едва ли не метафизическое влияние, их связь некоторые даже считали гомоэротической. Они же считали себя братьями, обращались друг к другу «Эдди» и «Стах» и были связаны с одними и теми же демоническими женщинами. Фраза, которая открывала знаменитую «рапсодию» Пшибышевского «Тотенмессе», как нельзя лучше характеризует все, что с ними тогда происходило - «В начале было чувство». В это время Пшибышевский написал (по-немецки) свою трилогию «Хомо сапиенс», основанную на жизни берлинской богемы. Эта книга стала своего рода мифологией сексуальности, ревности, психических блужданий, галюцинаций, снов и сумасшедшего мистицизма. Суть ее сводилась к тому, что поступками homo sapiens управляет вовсе не разум, а биологические влечения, привязанности и первобытные инстинкты. Под влиянием Пшибышевского, Мунк внес в свои картины многожество сексуальных символов. Пшибышевский назвал творчество Мунка психическим натурализмом, и написал: «Эдвард Мунк первый, кто затронул наиделикатнейшие душевные процессы, таким образом, как они проявляются в жизни - спонтанно и независимо от замысла, в чистом сознании индивидуума». 9 марта 1893 года Мунк привел в «Черную свинку» красивую норвежку Дагни Хьелл, которая тут же очаровала всю группу авангардистов, сконцентрировала на себе их фантазии и эмоции. Вскоре она стала женой Пшибышевского, объектом, сначала его любви, а затем и ненависти. Для Мунка Дагни оставалась музой, для Пшибышевского - роком. Ради нее он бросил женщину с которой жил, и маленького сына, а через несколько лет оставил Дагни ради Ядвиги Каспрович. В сентябре 1898 года Пшибышевский и Дагни переехали в Краков, где Станислав стал редактором отдела литературного журнала «Жиче» и духовным отцом объединения «Молодая Польша». В 1901 году в Тифлисе Дагни убил, влюбленный с нее студент Владислав Эмерык, фанат Пшибышевского, который вообразил себе, что исполняет желание кумира. В это время Мунк работает над двумя циклами: один из них посвящен любови, другой - смерти. Летом 1893 года он вернулся в Норвегию. Весной, в доме над Кристиансфьордом он написал 25 новых картин и пастелей, среди которых - «Вампир», новые версии «Больного ребенка», «Поцелуя» и живописная версия «Крика». В 1893 году Мунк работает над гравюрами и цветными литографиями. Овладев в совершенстве этими техниками, он в дальнейшем их часто использовал. В середине 90-х годов Мунк возвращается к воспоминаниям о смерти матери и сестры. В 1896 году он написал «Смерть в комнате больного» и «Молодую женщину в объятиях смерти». В первой из них драматическая ситуация подчеркивается размещением фигур на полотне - каждый из присутствующих как будто околдован присутствием смерти, невестившей невидимого зрителю человека, который лежит в постели. А кто сидит в кресле спиной к зрителю? Может это сама смерть?.. Тревожное настроение «Крика» с новой ислой проявилось в картине «Вечер на улице Карла Йохана». Толпа складывается из людей, лица которых напоминают маски. Это даже не люди, а фон для одиночества. В Норвегии Мунк начинает новый цикл - «Мадонна». Сначала это только портрет, позднее - несколько литографий и, наконец, - картина, написанная маслом. Это, возможно, наиболее известная работа Эдварда Мунка - вершина его творчества. Критик Сервес писал об этой картине: «Это момент перед пиком любовного экстаза. Женщина приближается к своему высшему предназначению, и это делает ее воистину прекрасной». В 1985 году Мунк написал необычную картину «Ревность» с головой Пшибышевского на первом плане и женщиной, срывающей яблоко с древа познания, чтобы отдать его другому мужчине.
На картине «Пепелище», оплодотворенная женщина торжествующе поправляет волосы, а
мужчина предстает жалким существом, самцом которого использовали и бросили. На
картине «Разлука» женщина предстает в мистических белых одеждах с обращенным к
морю лицом. Это ее триумф. Меланхолический мужчина в черном стоит спиной к ней
под темным деревом. Море у Мунка часто предстает как символ жизни и творчества.
Особенно это видно на полоте «Звездная ночь», на котором изображен ночной вид
Кристианфьорда. Мунк передает пейзаж, который он видел в состоянии
эмоционального напряжения. На переломе веков Мунк написал «Голгофу», на которой изображен распятый художник, вознесенный над толпой, с чертами лица, напоминающими одновременно и черты самого художника и его друга Пшибышевского. В 1900-1904 годах жизнь и творчество Эдварда Мунка радикально меняются. Главня причина - его бурный роман с Туллой Ларсен, который он не был в состоянии закончить. Между ними даже дошло до довольно странного инцидента с револьвером, когда пуля изуродовала палец левой руки художника. Психическая травма привела Мунка к алкоголизму, галлюцинациям и мании преследования, и в конце концов он опять оказался в психиатрической лечебнице. И хотя он жил еще очень долго, его творчество вступило в период стагнации. Из всех тем его занимала теперь больше всего - половая идентификация. В 1902 году Мунк встретился с богатым немецким спекулянтом, тайным окультистом Альбертом Коллманом. После выставки в Берлине, где Мунк участвовал, Коллман целиком посвятил себя пропаганде творчества художника. В результате о Мунке в Европе заговорили как о равном таким корифеям как Гоген или Ван Гог. Высокие гонорары освобождали Мунка от материальных хлопот, но жизнь его от этого не стала спокойной. Он продолжал пить, и часто становился героем скандалов, один из них чуть не закончился поединком. В конце концов он заболел белой горячкой от которой его едва вылечили. Обреченный на контакты с проститутками и уборщицами, Мунк становится жертвой многих комплексов и душевная болезнь возвращается снова и снова. Все это он описывает своих дневниках. Наконец, в он выходит из лечебницы, и в 1909-1912 годах создает аллегорический триптих - «История», «Альма Матер» и «Солнце» для университета в Христиании. В 1913 году он написал новую версию «Солнца» - солнце как источник всех жизненных сил на земле. После этого он писал пейзажи, создал Фриз Жизни, приводил в порядок свой архив. В 1933 году, когда Мунк отмечал свое 70-летие, он получил поздравительую телеграмму от Геббельса «от имени немецкого народа», но потом нацисты признали его творчество дегенеративным и убрали его картины из немецких музеев. После вступления немцев в Норвегию в 1940 году его картины были выдворены также из Национальной Галлереи в Осло. Мунк занялся огородиком, разводил кур и свиней, и все больше времени уделял своим запискам. В декабре 1943 вблизи его дома взорвался немецкий склад амуниции. В доме художника вылетели рамы, он простудился, но все же смог написать картину «Взрыв по соседству». Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года, сидя в кресле. Умирая, он выронил из рук книгу «Бесы» Достоевского. Другие выставки на этом сайте:
*
|