На главную
страницу

 


Маяк



Новый проспект


stael2.jpg (25850 bytes)
Корабли


stael6.jpg (23867 bytes)
Футбол в Парк де Пренс


stael5.jpg (38970 bytes)
Побережье


stael8.jpg (24317 bytes)
Хоккеисты

stael10.jpg (33272 bytes)
Обнаженная

Stael9.jpg (36524 bytes)
Портрет Анны


stael7.jpg (26812 bytes)
Ла-Сьота




stael4.jpg (25565 bytes)
Парк в пригороде


stael3.jpg (35671 bytes)
Абстрактные фигуры


stael11.jpg (14529 bytes)
Чайки

 

stael11.jpg (14529 bytes)
В гавани

 

stael11.jpg (14529 bytes)
Натюрморт

 

stael11.jpg (14529 bytes)
Джазовые музыканты

 

Art Expression
Коллекция постеров Де Сталя

*

Exposition Nicolas de Stael
Каталог выставки 2003 года на французском языке

*

Fine art print and posters
Коллекция репродукций и постеров с известных картин художника

 *

Nicolas De Stael
Репродукции и биография на испанском языке

 *

World Wide Arts Ressources
Коллекция постеров

*

Nicolas De Stael
affiches d'Art

Коллекция постеров

*

Ehret
Картины  и биография на французском языке

*

Perso.Wanadoo
Иллюстрированная биография художника на английском языке

**

Center Pompidou
Интерктивная афиша выставки 2003 года

*

Cimetiere
Могила художника в Париже

 

 

 

Итак, Эгон Шиле...Это первая виртуальная выставка из задуманной мною серии, потом будет французский художник русского происхождения Николя Де Сталь, австриец Кокошка, норвежец Мунк... Картины Шиле я впервые увидел в Вене и...совершенно их не запомнил, может быть потому то они висели в разных залах. Открыл их я для себя уже в Москве, когда разглядывал венские каталоги. Потом  был Интернет и все такое..
Мне хочется, чтобы мои выставки были не только собранием вирт

Gallery of Andy
частная виртуальная галерея андрея Евпланова

 

ШАГ В НЕБЫТИЕ ИЛИ
        В БЕССМЕРТИЕ  
       

 Впервые я услышал имя Николая Де Сталя лет десять назад в передаче французского радио на русском языке. Помню, эта передача произвела на меня большое впечатление - как это могло случиться, чтобы один из крупнейших художников ХХ века, да еще, по сути, наш соотечественник, и совершенно не известен в России? Я записал эту передачу на пленку, расшифровал, и через некоторое время опубликовал в еженедельнике "За рубежом".

Сегодня эту статью можно найти, разве что в "Ленинке", а жаль, там было очень много интересных фактов. Мне, например, запомнилось описание внешности художника. Вид у него был поистине величавый и манера поведения соответствующая, так что немцы во время оккупации Парижа становились перед ним навытяжку.

Он всегда был окружен сонмом самых прекрасных женщин, и очень часто влюблялся не на шутку. Говорят, что последняя любовь послужила причиной его трагической гибели. Впрочем, есть и другое объяснение - художник не выдержал постоянного творческого напряжения и покончил c собой в порыве безумия.

Сейчас о Николае  Де Стале в России знают гораздо больше, в 2003 году в Санкт-Петербурге прошла большая выставка его работ. В связи с этим в прессе появились публикации о художнике, прошел документальный фильм о его творчестве, и все же он остается чужим. Вот Шагал и Кандинский в какой-то мере стали "своими", а Де Сталь никак не умещается в рамки соотечественника, хотя он никогда не отрекался от своего происхождения и всегда гордился им.

Николай де Сталь родился в 1914 году в Санкт-Петербурге в семье барона Владимира Шталь фон Гольштейна, камергера, генерала русской армии, последнего коменданта Петропавловской крепости. Его отец происходил из славного остзейского рода, к которму кстати относится и знаменитая французская писательница Мадам Де Сталь. Когда родился Николай отцу  было уже за шестьдесят, матери, урожденной Бередниковой - за сорок. Детство Николая прошло в Петрограде, на фоне войны и революций. 1920 году семье камергера удалось пешком бежать в Польшу.

На этом злоключения будущего художника не кончились. В 1921 году умер его отец, а через год - мать, и восьмилетний мальчик вместе с двумя сестрами стался  круглым сиротой, в глухой польской провинции. И тут судьба им все же улыбнулась - детей усыновила семья интеллигентных католиков из Бельгии.  Здесь его уже называли на французский манер - Николя Де Сталь. В Брюсселе Николя получил отличное классическое образование. После поездки в Голландию в 1933 году он решил стать художником, и без особого труда поступил в брюссельскую Королевскую академию изящных искусств. Затем начинаются его странствия по Франции, Испании, которую он проезжает в 1935 году на велосипеде, и Северной Африке.

В 1936 году состоялась его первая персональная выставка в Париже, и художественная карьера Николя Де Сталя пошла довольно успешно, настолько успешно, насколько может развиваться карьера молодого художника накануне Второй мировой войны. В 1939 году, не будучи гражданином Франции, он вступает в Иностранный легион, а после капитуляции, в 1940-м, демобилизуется и оказывается в Ницце, на территории Виши, не оккупированной Германией, но управляемой коллаборационистами. Положение его весьма сомнительно, но особых неприятностей с режимом не происходит - в течение всей войны Де Сталь находится на территории Франции.

Ницца во время оккупации - особая зона. Война идет где-то далеко, а сюда съезжается весь цвет европейского авангарда, все те, кто не успел или не захотел эмигрировать в Америку. В Ницце Де Сталь знакомится с Арпом, Маньелли, Ле Корбюзье, Делонэ, Кляйном. В 1943 году ему удается осесть в Париже. Здесь он посещает престарелого Кандинского, и даже выставляется вместе с ним, - в оккупированном немцами Париже еще находятся любители и покровители абстрактной живописи. В 1945 году умирает его жена Жаннин и он надолго погружается в депрессию.

 После войны слава Де Сталя растет, его замечают американские дилеры, и совершает поездку в США, которая вызывает у него приступ неприязни к американскому образу жизни. Как человек со вкусом де Сталь предпочитает Голландию или Средиземноморье, где подолгу живет. В Париже же его дела идут все лучше и лучше, Де Сталь становится одной из виднейших фигур послевоенного французского авангарда, и в 1955-м, в возрасте 41 года, неожиданно кончает жизнь самоубийством, выбросившись из окна своей мастерской в Антибе. Самоубийство произошло без всяких видимых причин, Де Сталь был красив, молод, знаменит, счастлив, удача и слава как раз легли к его ногам, успех был в самом начале, и личная жизнь не предполагала никаких темных пятен. Возможно, это было вызвано приступом внезапного безумия, хотя свидетельств того, что он страдал такими приступами нет. 

Можно, конечно, вздыхать по поводу его ранней смерти, мол, сколько еще можно было создать шедевров доживи он хотя бы до шестидесяти. Все, однако, не так просто в жизни. Человек умирает тогда, когда не может больше жить, и никакие варианты тут неуместны.  В принципе, последний шаг Де Сталя вполне вписывается в стиль его жизни, полной неожиданных романтических поступков.

Живопись Де Сталя столь же романтична, как его жизнь. Почти все ранние работы были им  уничтожены, то, что осталось, в общем-то, не слишком интересно. Известность Де Сталя начинается в послевоенное время, когда абстрактное искусство восторжествовало на Западе, в первую очередь в Нью-Йорке, где абстрактный экспрессионизм был провозглашен высшей точкой развития живописи.

 В Париже последними достижениями были ташизм и арт информель - изысканные, европейские варианты абстракции. Работы Де Сталя конца сороковых - это типичные абстракции, какие производили сотни молодых и не очень молодых художников в это время в различных точках земного шара с различным успехом. Все сбалансировано, все в цвете, все изобретательно названо "Композиция" - в общем, достойно и скучно. Большинство художников проходило характерный путь от модернистской деформации к чистой беспредметности, без которой искусство уже и не могло считаться современным. Абстрагирование стало необходимым как академический рисунок и по докучливости с ним сравнялось. Однако у Де Сталя вдруг, где-то около 1951 года, совершенно неожиданно, бесформенные пятна стали складываться в фигуративные композиции, самые что ни на есть очевидные пейзажи и натюрморты, полные  таинственной привлекательности. В них не было ничего реалистического, и ничего сюрреалистического, и ничего гиперреалистического, но каждое его произведение этих трех лет - шедевр, в котором прочитывается вся история европейской живописи.

 Странные, полные нервозного равновесия, композиции открыли перед искусством двадцатого века совсем иной путь. Внутренне теснейшим образом связанные с классической линией развития французской живописи, с Пуссеном, Шарденом, Курбе, Сезанном, они тем не менее не оставляли никакого сомнения в том, что созданы именно в середине двадцатого века, что это - синтез вечного и современного, то есть именно то, что и называется искусством. Каждая его картина этого времени прочитывается как квинтэссенция живописи, именно французской живописи, живописи par exellence, каковой французская живопись в лучших своих образцах и является. В то же время в нем не было ни малейшего намека на бездумный гедонизм, и что бы он ни изображал, будь то синеющая дымка парижской ночи или оглушающая яркость Средиземноморья, динамика футбольного матча или рвущий звук джаза, в любом его изображении просматривается  тайна жизни.

 Произведения Де Сталя полностью очищены от сюжетности и от внешней узнаваемости, но каждый его мост, и каждый берег, и каждая дорога говорят таким подлинным синим цветом, каким синим только и бывает цвет у воспоминаний, чувств, звуков, печалей и ожиданий, как будто его кисть возвращает цвету, любому цвету, его настоящую жизнь. И красный у него просто красный, как красны напряжение, вкус и радость, и белым можно создать, причем именно создать, а не передать, одиночество и тоску, и белый может быть чист и трагичен, а может быть горяч, как раскаленный песок, у белого тоже есть звук и вкус, качества, более естественные и выразительные, чем любая символика.

Работы художников первой величины уровня Де Сталя, историческая оценка творчества которых уже произведена, обычно растут в цене не очень быстро  в процентах.  Правда, проценты эти "капают" от сотен тысяч, а то и миллионов. Работы Де Сталя - редкое исключение. За период с 1997 по 2003 год каждые 100 долларов, вложенных в картины художника, превратились в 206 долларов. Причем весь этот рост начинается с 2002 года. Максимальная цена на работу художника - 1,674 миллиона долларов (данные только по официальному аукционному обороту за 2003 год). Примечательно, что на Францию приходится лишь 18% оборота, а 53% - на Англию, еще 28% - на США. Оборот - громко сказано. Картины Де Сталя - редкость на аукционных торгах. Так в 2002 году с торгов были проданы 25 работ, а в 2003-м - всего 12.

Среди рейтинговых продаж картин Де Сталя на Sotheby's в 2004 году можно отметить работу "Средиземноморье" 1954 года. Большое жизнерадостное полотно - конечно, абстракция, но нельзя не почувствовать какую-то пейзажную предметность (если представить, что изображен вид с высоты птичьего полета). Работа относится к последнему периоду творчества де Сталя, когда художник экспериментировал, немного отклоняясь от беспредметности). За эту работу заплачено 1,293 миллиона фунтов.

Довольно необычно выглядит и "Натюрморт" 1952 года - в нем художник снова балансирует на грани абстракции и предметности. Итоговая цена "Натюрморта" вдвое превысила стартовую и составила 700 тысяч фунтов, став еще одним "миллионником" в пересчете на доллары.

Графика де Сталя периодически предлагается на французских аукционах и отличается высокой по меркам художника степенью доступности. Акварели, работы углем, пастели среднего размера имеют эстимейты 12-15 тысяч евро, и продаются обычно по ценам, не выходящим за границы экспертной оценки.

     

                                                  Андрей Евпланов

 

В начало экспозиции

Написать комментарий

Другие выставки на этом сайте:

 

Эгон Шиле

Эдвард Мунк

Альберт Наматжира

Фрида Кало

Николя Де Сталь

Рокуэлл Кент

Оскар Кокошка

Ренато Гуттузо

Морис Дени

Тамара де Лемпицка

Балтус

Джорджия О'Кифф

Альфонс Муха

Хосе Клементе Ороско

Джорджо Моранди

Эдуар Вюйар

Эдвард Хоппер

Фернандо Ботеро

Руфино Тамайо

Здислав Бексиньски

Поль Лорензи

Яцек Мальчевский

Алехандра Салгадо

Алекс Каневский

Владимир Дунич

Кес ван Донген

Эдвард Двурник

Маргит Анна

Граса Мораиш

Зоя Гульельми

Тецуя Исида

 

 

 

Паула Регу

Марлен Дюма

Юэ Миньцзюнь

Хосе Мануэль Мерелло

Фрэнсис Бэкон

Джеймс Энсор

Эрнст Людвиг Кирхнер

Макс Бекман

Паула Модерзон-Беккер

Грасиэла Родо Буланже

Марсель Громер

Эмиль Нольде

Леонард Фуджита

Макс Эрнст

Мари Лорансен

Эндрю Уайет

Фернан Леже

Кандиду Портинари

Скундер Богосян

Отто Дикс

Джон Керрин

Оса Квиссберг

Мелитта Перри

Генри Асенсио

Мэри Тереза Кеоун

Дэвид Юстас

Роландо Куберо

Йоанна Хробак

Макбул Хусейн

Сабин Бэлаша

 Майя Нора Табака

Фабиан Перез

 

*

Написать комментарий